Вторая глава

2 ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ

2.1  Методика обучения азбуке Морзе

В начале занятия преподаватель напоминает построение кода Морзе,  объясняет, как правильно записывать принимаемые знаки на лист бумаги  (по пять групп в строке, каждая группа из пяти знаков).

Записать знак нужно тогда, когда он полностью прослушан, при пропуске знака поставить прочерк (черточку).

Руководитель занятия записывает изучаемый знак на доске  крупным шрифтом, дает структурное строение (количество длинных и коротких сигналов), мелодию и словоформу по таблице СВКМ, а также название знака. Обучаемые записывают все это в таблицу в своих тетрадях.

После этого необходимо вести трансляцию со звукового центра  упражнения № 1 по освоению знаков телеграфной азбуки, периодически выключая его, если возникли трудности у обучаемых в разучивании знаков.

Руководитель использует магнитную ленту с записью данного практического занятия для того, чтобы больше времени уделять индивидуальной работе с обучаемыми, повысить эффективность проведения занятий.

При разучивании знаков руководитель занятия пользуется такими приемами, как дублирование каждого знака в группе, дублирование каждой группы знаков, двукратное повторение группы.

Для закрепления разучиваемых знаков передается текст с последующей проверкой. В конце занятия передается контрольный текст с последующей проверкой объемом 20 групп на скорости 4 группы в минуту. Обучаемые проверяют текст самостоятельно.

Критерий самооценки:

«отлично»  – 0 ошибок;

«хорошо»  – 1–2 ошибки;

«удовл.»    – 3 ошибки.

2.2  Методика обучения работе на телеграфном ключе

 

Основная цель обучения передаче ключом – привитие радиотелеграфистам твердых навыков четкой, безошибочной и ритмичной передачи радиограмм цифрового и буквенного текстов с нормативными требованиями, умение передавать на память кодовые сокращения, позывные, сигналы.

Весь период обучения передаче ключом можно разбить на три этапа.

Первый этап – отработка подготовительных упражнений для передачи отдельных знаков телеграфной азбуки верти­кальным ключом. Этот этап привития навыков выполнения подготовительных упражнений составляет основу дальнейше­го обучения передаче ключом всех знаков телеграфной азбу­ки, а в последующем способствует наращиванию скорости до нормативных показателей.

На первом этапе обучения отрабатываются:

— посадка за рабочее место;

— положение руки при держании головки ключа;

— нажатие на ключ и отжатие;

— короткие сигналы (точки);

— передача длинных сигналов (тире);

— передача различных сочетаний из коротких и длинных сигналов, непосредственно следующих друг за другом;

— многократная передача отдельных знаков телеграфной азбуки.

Ритмичная работа ключом достигается передачей под счет руководителя или удары метронома, в последующем – тонально-групповым и тонально-ритмичным методами. Темп передачи на данном этапе постоянный и соответствует пере­даче 4–6 групп в минуту. Самостоятельная передача обучаемыми в этот период категорически запрещается.

Переходить ко второму этапу можно только при выполне­нии большинством обучаемых задач первого этапа.

Второй этап – формирование навыков уверенной переда­чи облегченных текстов, состоящих из всех знаков телеграф­ной азбуки, путем их многократного повторения.

Третий этап – наращивание скорости до нормативных по­казателей. Он предусматривает:

— закрепление полученных навыков на достигнутой скорости передачи тренировочных радиограмм цифрового и буквенного текстов;

— плавное, незаметное для обучаемых, наращивание скорости групповым, тонально-групповым методами и методом репетования;

— закрепление достигнутой скорости путем самостоятельной передачи под постоянным контролем руководителя занятий;

— длительную передачу текстов без ухудшения качества
работы;

— передачу контрольных текстов.

При обучении передаче ключом применяется несколько методов.

Передача под счет руководителя занятий. Это основной метод при обучении. Передача подготовительных упражнений и отдельных знаков необходима для того, чтобы выработать правильное соотношение в передаче коротких и длинных сиг­налов, пауз между элементами знака и знаками, помочь ос­мыслить структуру знака.

Передача под удары метронома. Этот метод является ло­гическим продолжением предыдущего метода и позволяет ру­ководителю оказывать обучаемым индивидуальную помощь при отработке упражнений. Манипуляция ключом проводится в этом случае под метроном, где короткие сигналы передают­ся под один удар, а длинные сигналы и пауза между знаками – под три удара метронома.

Метод репетования. Этот метод применяется для совер­шенствования навыков передачи отдельных знаков и текс­тов. Руководитель с ключа передает знак и делает паузу, по­сле прослушивания обучаемые передают его на неозвученных (или озвученных) ключах. Руководитель может повторить этот знак или передать следующий. Темп передачи задается руководителем.

Метод группового обучения.  Помощью этого метода манипулирование производится всеми обучаемыми в общем темпе и ритме, за­данном руководителем.

Метод «ведущего» (или метод «по следу»). Этот метод позволяет манипулирование на ключах обучаемыми производить одно­временно с руководителем (трансмиттером) на неозвученных ключах.

Тонально-ритмичный метод группового обучения. С помощью этого метода  манипулирование на ключах обучаемые производят одновременно в такт с услышанным сигналом, передаваемым руководителем (трансмиттером). Передача обучаемыми «накладывается», то есть «подгоняется» под стандартный сиг­нал. Сигнал руководителя и сигнал обучаемого в этом случае должны быть различными по тону.

Метод индивидуального обучения дает возможность манипули­рование на ключе производить самостоятельно каждым обу­чаемым без прослушивания или с прослушиванием своей работы.

Первый этап

На первых занятиях по обучению работе ключом необхо­димо показать действия обучаемых при передаче ключом. В связи с этим рекомендуется:

— рассказать о значении четкой и безошибочной переда­чи при                    радиообмене;

— продемонстрировать передачу радиограмм на норматив­ных скоростях, которыми обучаемые должны передавать к концу первого периода службы;

— довести до сведения обучаемых количество учебного времени, отводимого на передачу ключом, и поставить общую задачу;

— объяснить назначение оборудования рабочего места и порядок пользования им;

 

— объявить тему и цель занятия по передаче ключом, поставить задачу обучаемым;

— объяснить назначение, устройство и регулировку ключа.

Для регулировки ключа необходимо:

— вывернуть на 3–4 мм винт регулировки контактов;

— ослабить спиральную пружину так, чтобы замкнуть передние  (рабочие) контакты;

— поднять рычаг за головку ключа вверх,  рычаг должен свободно опуститься вниз;

— взяться за головку ключа указательным и большим пальцами и проверить, есть ли боковые качания; если есть, то подвернуть боковые полуоси и закрепить контргайкой;

— установить зазор между контактами ключа, равный 1,5 мм, что равно толщине 16 листов писчей бумаги.

Руководитель занятия должен объяснить правила посад­ки за рабочее место, показать на плакате, продемонстриро­вать лично или при помощи помощников, чтобы это было вид­но всем обучаемым; приступить к тренировке личного соста­ва. При этом обучаемые должны:

а) подойти вплотную к столу; встать так, чтобы ключ приходился правее кисти свободно опущенной правой руки, а расстояние от бедра до ключа было бы равно ширине ладони;

б) сесть за стол, не меняя положения корпуса относительно ключа, руки при этом должны лежать на коленях ладонями вниз;

в) взять правой рукой головку ключа, заняв такое поло­жение, при котором в локтевом сгибе правой руки должен образоваться прямой угол, а предплечье от пальцев до локте­вого сустава должно являться как бы продолжением рычага ключа. Обучаемые должны смотреть прямо перед собой, не глядя на ключ. Однако для контроля над собой периодически подается команда для осмотра способа держания ключа.

 

Кисть левой руки должна лежать на столе на уровне хо­лостых контактов ключа.

Ступни ног располагаются на полу на ширине плеч. В та­ком положении обучаемый не должен испытывать никакой скованности и принужденности.

Расположение пальцев на головке ключа должно обеспе­чивать свободную передачу движения кисти руки рычагу клю­ча и быть достаточно удобным. Радиотелеграфист должен держать головку ключа тремя пальцами руки так, чтобы большой и средний пальцы охватывали головку ключа с бо­ков.  При этом большой палец должен быть прямым и лежать на опорной шайбе; первая фаланга среднего пальца всей по­верхностью должна лежать на опорной шайбе; указательный палец нижней частью первой фаланги в полусогнутом поло­жении должен упираться в верхнюю часть дальнего среза ключа. Остальные пальцы находятся в следующем положении: безымянный и мизинец – по­догнуты внутрь и касаются ладони. Первая фаланга указа­тельного пальца находится под прямым углом к верхней час­ти головки ключа.

Пальцами следует держать   головку ключа без напряже­ния, но во время работы   они   не   должны скользить по ней. Во время передачи головка   ключа вместе с пальцами обра­зует как бы шарнир.

После рассказа и личного показа руководитель должен тренировать обучаемых в способе держания ключа и посадке за рабочее место. Отработка посадки проводится групповым методом путем подачи команд:

—  «Приготовиться к передаче» – по этой команде обучаемые   выполняют действия, указанные в пп. «а»,  «б»;

—  «Ключ взять» – выполняются действия п. «в».

Руководитель контролирует выполнение команд, делает необходимые замечания по устранению недостатков, обнаруженных у обучаемых в посадке за рабочее место и способе держания ключа.

Характерные ошибки, встречающиеся при отработке по­садки за рабочее место:

— перемещение корпуса влево или вправо;

— перемещение корпуса вплотную к столу;

— отодвигание корпуса от стола;

— забрасывание одной ноги на другую;

— подгибание ног под себя.

При отработке способа держания ключа наиболее харак­терными ошибками могут быть:

— мелкий захват – пальцы слегка касаются головки ключа;

— глубокий захват – головка ключа почти касается ладони, а пальцы выходят вперед, за головку ключа;

— изгиб большого пальца в суставе первой и второй фа­ланг;

— сильное нажатие средним пальцем на головку ключа, в результате чего нет изгиба в суставе первой и второй фаланг;

— средний палец не лежит поверхностью первой фаланги на опорной шайбе, а упирается кончиком пальца в нее;

— мизинец и безымянный пальцы   опускаются, а не прижимаются к ладони;

— указательный палец сваливается вправо;

— кисть слишком опущена вниз;

— кисть слишком поднята вверх;

— локоть уходит слишком вправо;

— локоть прижат к корпусу;

— корпус далеко от ключа, поэтому рука выдвинута слишком вперед;

— локоть приподнят слишком вверх.

Качественная передача на вертикальном ключе во многом зависит от того, как руководитель сумеет привить обучаемым первоначальные навыки, то есть «поставить» руку. Основной за­дачей на этом этапе является отработка правильного движе­ния кисти руки. Границы движения кисти и правильность ее работы отрабатываются  на подготовительных упражнениях.

Для качественной передачи характерны следующие тре­бования:

—   свободное, непринужденное движение кисти руки;

—   ритмичность;

— соразмерность между короткими и длинными сигналами;

— устойчивость переключения со знака на знак.

При отработке подготовительных упражнений нужно объяснить, что прогиб кисти руки на коротких и длинных сигна­лах должен быть одинаков.    В    первоначальный период этот прогиб составляет 3–5 см.

При объяснении первоначальных упражнений нужно точ­но указать каждому обучаемому границы исходного положе­ния кисти руки и его рабочего положения при нажатии. Оно должно быть примерно на уровне основания ключа. Не сле­дует допускать слишком большого прогибания вниз, то есть «за­висания» и большого прогиба вверх , то есть «горбика».

Для отработки нажатия и отжатия подаются команды: «Ключ взять», «Нажатие. Делай раз», «Отжатие. Делай два». После подачи каждой команды осмотреть положение кисти у каждого обучаемого и сделать необходимые поправки. В дальнейшем для нажатия и отжатия подаются команды: «Делай раз» (нажатие);  «Делай два» (отжатие).

Для ускорения темпа работы подаются следующие коман­ды: «Раз» (нажатие), «Два» (отжатие). Затем руководитель должен включить метроном с частотой ударов заданного тем­па (примерно 60–80 ударов в минуту). Обучаемые под один удар делают нажатие, под второй – отжатие.

Получив достаточные навыки в манипуляции ключом, не меняя частоты ударов метронома, руководитель должен пе­рейти на «межударную» работу, где нажатие и отжатие про­водятся за один удар метронома.

Для отработки производится счет руководителя: «Раз» (опускание руки вниз), «И» (возвращение руки вверх). Мани­пуляция должна проводиться плавно, а не рывками. Дли­тельность нахождения руки в нижнем и верхнем положениях должна быть одинаковой. Счет «и» подается между ударами метронома. Руководитель постепенно переводит группу от на­жатия и отжатия к передаче коротких сигналов. Увеличивая скорость работы метронома,

 

примерно к четвертому занятию ее нужно довести до 180–200 ударов в минуту.

Работа обучаемых должна быть плавной, неторопливой. Передача точек продолжается в течение всех последующих занятий с заданной скоростью.

При передаче коротких сигналов могут появиться следу­ющие характерные ошибки:

— работа пальцами по головке ключа;

— неодинаковый прогиб кисти при передаче точек в нача­ле серии и в конце ее, что приводит к ускорению темпа;

— изменение заданного темпа при прекращении работы метронома;

— удлинение точек (рука внизу находится больше, чем вверху);

— укорачивание точек (работа – «укалывание»);

— нет одновременной работы контактов ключей  у обуча­емых при групповой передаче.

Руководитель должен проверять каждого обучаемого, си­стематически наблюдая за ним, устраняя недостатки, доби­ваться правильной работы на ключе.

При обучении передаче руководитель должен пользовать­ся следующими командами: «Ключ взять», «На-чи-най», «Стоп», «Руки снять».

При передаче длинного сигнала необходимо учесть, что он по продолжительности звучания в три раза превышает корот­кий сигнал. Передача «тире» происходит за счет прогиба руки и удержания в лучезапястном суставе. При этом движение должно быть уверенным, спокойным, без излишнего напря­жения мышц.

Отрабатываются тире под счет руководителя и удары метронома.

Руководитель должен показать на демонстрационном клю­че, как производится передача под счет руководителя, обра­тив внимание на то, что возврат в исходное положение дол­жен быть энергичным, а на подъем рычага в верхнее положе­ние должно быть затрачено такое же усилие, как и при на­жатии вниз.

После этого провести тренировку по команде «Передачу длинных сигналов на-ча-ли, раз-два-три-и». После исполни­тельной команды: «На-ча-ли» обучаемые резко опускают ры­чаг ключа в нижнее положение и держат его, фиксируя нажа­тие под счет «Раз-два-три»; по команде «И» рычаг резко (так, чтобы энергично сработали холостые контакты) поднимается вверх и рука становится в исходное положение. Закрепив на­выки манипуляции ключом, то есть когда обучаемые научатся работать так, чтобы была одинаковая по силе работа перед­них и задних контактов ключа, можно перейти к передаче «тире» «встряхиванием» кисти руки. Процесс встряхивания про­изводится не напряженной кистью, а свободно двигающейся. При встряхивании обязательно должны работать холостые контакты. Показать движение кисти при встряхивании на де­монстрационном ключе и приступить к тренировке.

Начать обучение нужно со скоростью 40 тире в минуту и довести к четвертому занятию до 80 тире в минуту. Трениров­ка проводится по команде «Передачу длинных сигналов на-ча-ли, раз-два-три, раз-два-три» и т. д.

Передача «встряхиванием» ведется без фиксации кисти руки в верхнем положении, путем ее легкого, непринужденно­го движения. При передаче тире в непрерывном варианте под удары метронома в промежутке между ударами кисть резко поднимается вверх, тут же опускается вниз и фиксируется. Длительность нажатия на рабочие контакты равна трем уда­рам метронома, что соответствует команде «Раз-два-три». Для того чтобы обучаемые уверенно поднимали головку ключа вверх, руководитель должен приподнять коромысло ключа у регулировочного винта вверх и не отпускать. Это заставит обучаемого при передаче приложить большее усилие, чтобы сработали холостые контакты.

После закрепления полученных навыков нужно периоди­чески выключать метроном и отрабатывать передачу по за­данному темпу и ритму.

 

Характерные ошибки при передаче тире:

— большой прогиб лучезапястного сустава вверх  (образуется «горбик»);

— глубокий прогиб кисти руки вниз (образуется  «зависание» кисти);

— отсутствие фиксации, если после нажатия обучаемый дожимает руку после замыкания рабочих контактов ключа;

— усиление напряжения работы на рабочие контакты и ослабевание работы холостых контактов;

— напряженное (судорожное) «встряхивание» кисти руки при передаче –    длинных сигналов из-за боязни «не успеть» произвести отжатие и нажатие за один счёт;

— нечеткая остановка контактов ключа, что приводит к дроблению сигнала.

Способы устранения ошибок:

— своевременное обнаружение ошибок, разъяснение причин появления и устранение недостатков в передаче;

— образцовый показ руководителем движений: кисти руки при передаче всей группе, а при необходимости – каждому обучаемому;

— многократное повторение одного действия;

— увеличение зазора ключа  (при неполном прогибе кисти руки);

— придержание коромысла ключа при недостаточной работе холостых контактов;

— практическая помощь путем непосредственного воздействия на руку обучаемого.

Передача отдельных знаков проводится в таком же темпе, в каком отрабатывались короткие и длинные сигналы. Глав­ное в освоении передачи ключам – это достижение обучае­мыми высокого качества передачи каждого знака, чтобы пе­редаваемый знак не вызывал никаких сомнений и затрудне­ний при его приеме  корреспондентом.

Построение знака при передаче должно быть исключи­тельно правильным, то есть должно выдерживаться соотношение длительности точек и тире в знаке, а также интервалы меж­ду ними и между знаками. Интервалы между знаками долж­ны соответствовать длительности одного тире, а при отработ­ке под удары  метронома – трем ударам.

При передаче отдельных знаков очень важно добиться от обучаемых одинакового размаха кисти руки на точках и на тире.

При начальной передаче в классно-групповом составе ре­комендуются следующие приемы:

— под счет руководителя;

— под удары метронома;

— по заданному темпу и  ритму;

— комбинированный  (когда вместе с ударом метронома, счетом руководителя   вводится звуковое сопровождение сигнала);

— «ведущего»;

— тонально-ритмичный;

— репетования.

При изучении применяются  напевы и словоформы знаков.

Например: Анна – «ай-ДАА» или «ти-ТАА».

Между знаками при передаче проговаривается – «Пауза», а между группами  «Пауза большая».

Последовательность изучения    знаков в передаче ключом рекомендуется такая:  еисх5, тмошО  ауж4=  ндбб вй1гч рплз? кцфщ  ьыэюя  23789.

Метод «ведущего» (или передача «по следу») заключает­ся в том, что, воспринимая мелодию знака, обучаемый совер­шает манипуляцию ключом аналогично структуре, темпу и ритму знака, который он слышит в головных телефонах, то есть он подбирает свою передачу под стандартный сигнал, ко­торый ему выдает руководитель. В первоначальный период этот сигнал нужно подавать с ключа руководителя, так как его можно всегда прервать, чтобы объяснить обучаемым их ошибки.

В последующем для отработки отдельных знаков, передач упрощенных и тренировочных текстов рекомендуется подача сигналов с помощью трансмиттера или магнитофона. В даль­нейшем для обучения передачи могут быть применены мето­ды тонально-ритмичный и репетования.

После отработки отдельных знаков методом «ведущего» руководитель должен перейти к передаче под сигналы, пода­ваемые трансмиттером. Для работы под трансмиттер долж­на быть заранее заготовлена  перфолента.

Каждый знак перфорируется на ленту 25–27 раз через два пробела COMB (то есть расстояние между знаками должно равняться двум перфоленточкам лентопротяжной дорожки).

На первых занятиях рекомендуется отработать группу знаков: А, У, Ж, 4, А, В, И, 1, А, У, Ю; 2; 3; А; Р; П, Э, ?, Ф. На последующих занятиях отработать группу зна­ков: 6, =, Ъ, Щ, 3, 7, 8, 9, Ч, Г, Н– Т– М– О– Ш; О, 5, X, С, И, Е.

В дальнейшем происходит увеличение скорости подачи знаков до шести-восьми групп в минуту.

При проведении занятий таким методом не следует боять­ся задержек в переходе к следующему знаку. Обычно обучае­мые, услышав в головных телефонах второй раз новый знак, быстро переходят к его передаче.

Отработав передачу отдельных знаков, необходимо перей­ти ко второму этапу – передаче текстов.

Второй этап

В период, когда обучаемые освоили передачу отдельных знаков, наблюдаются трудности в переходе к изучению пос­ледующих знаков. Для их устранения предлагается текст.

Текст:     авйою              фгшсч         уэзле                   кяьбт

мнрпи              жхщдц      ыб = э?     12345    67890

Обучение передачи должно проходить методом «ведуще­го» с помощью трансмиттера. Для этого готовится кольцо из перфоленты. Текст пуншируется следующим образом: между знаками делаются два пробела COMB, между группами – три пробела COMB (комбинация по клавиатуре перфорато­ра), длительность тренировок должна составлять три-четыре занятия. На столе у каждого обучаемого должен быть текст для передачи.

После многократного повторения данного текста обучае­мые приобретают уверенные навыки в переходе от знака к знаку, то есть в передаче буквенного и цифрового текстов. Для усложнения задачи обучаемым даются тренировочные бук­венные и цифровые тексты с трансмиттера по нестандартной перфоленте, которая имеет большие, по сравнению со стан­дартной, паузы между знаками и между группами (2-я и 3-я перфоленточки на лентопротяжной дорожке).

Большие паузы между знаками дают возможность обуча­емым полностью передать знак и возвратить руку в исходное положение. Если же делать стандартный пробел сразу, то это ухудшит качество передачи. В дальнейшем при получении твердого навыка можно перейти к передаче текстов по стан­дартной перфоленте. Метод «ведущего» не должен быть пос­тоянным. Успех во многом зависит от разнообразия применя­емых приемов в обучении радиотелеграфистов. Каждое заня­тие должно вызывать интерес у обучаемых.

Третий этап

В основу обучения при наращивании скорости должен быть положен тонально-групповой метод и самостоятельная работа обучаемых без прослушивания и с прослушиванием своей работы.

Рекомендуется такая последовательность:

1) в начале третьего этапа проводятся занятия методом группового обучения «по следу» без прослушивания своей  работы. Основная цель занятий – отработка и закрепление  навыков  в передаче знаков телеграфной азбуки, а также по­ степенное наращивание скорости передачи.

2) при достижении скорости передачи ключом цифрового текста, равной шести группам, и буквенного текста, равной  восьми группам, разрешается самостоятельная работа обучаемых по передаче ключом без прослушивания своей работы.

При методе группового обучения рекомендуются следую­щие способы наращивания скорости передачи:

— постепенное, увеличение скорости работы трансмитте­ра, АДКМ;

— передача за руководителем (методом репетования) при постепенном увеличении скорости передачи самим руководи­телем;

— групповая передача в заданном руководителем темпе.

Увеличение скорости производится равномерно и доводит­ся до такого предела, когда большинство обучаемых начина­ет   работать с напряжением.    В этом случае руководитель уменьшает темп, доводя его до такого уровня, который был бы несколько выше, чем в начале упражнения.

Особенно хорошие результаты получаются, когда такие тренировки сочетаются с кратковременными перегрузками (из 29 групп 2–3 группы передают с предельной скоростью).

В этот период нужно приучать обучаемых работать про­должительное время, не снимая руки с головки ключа. Если рука устала, то нужно передавать с меньшей скоростью, что­бы руке дать отдых, после чего снова увеличить скорость. Надо всегда помнить о качестве передачи.

Необходимо в самом начале обучения предупредить обу­чаемых, что скорость передачи не наращивается искусственно, а незаметно приходит сама в процессе правильных, продол­жительных и настойчивых тренировок.

Период наращивания скорости передачи до нормативных показателей требует большого внимания со стороны руково­дителя к каждому обучаемому.  Любая из ошибок, не замечен­ная у обучаемого до наращивания скорости, при недостаточ­ной отработке предварительных упражнений может проя­виться: при повышении скорости все неправильные движения руки неизбежно приводят к ошибкам.

Эти ошибки вызываются:

— торопливостью и нервозностью при передаче ключом;

— передачей точек пальцами, а не кистью руки;

— различным по силе нажимом на ключ при передаче то­чек и тире в одном знаке (при передаче точек нажим слабее, а при передаче тире – сильнее);

— различным по силе нажимом на ключ при передаче точек первого и последующих тире в одном знаке (то же, при передаче точек в одном знаке);

— ускорением передачи    коротких сигналов (закорачива­нием последнего тире в знаке);

— нарушением хватки ключа;

— косым ходом кисти при нажатии и отжатии ключа.

Устранению ошибок помогает запись работы на магнито­фонную ленту с последующим прослушиванием записанной работы. Обучаемый, услышав свои недостатки, самостоятель­но, не торопясь, начинает их устранять и добиваться четкой работы.

Затянувшийся срыв руки следует устранять обучением на пониженной скорости, используя для тренировок тексты с преобладанием коротких сигналов, увеличивая развод ключа до 1,5 мм.

Пониженную скорость тренировки руководитель определя­ет индивидуально в каждом случае.

 

2.3  Методика обучения работе на датчике кода Морзе ДКМ Р-010

 

Особое внимание надо обратить на то, что ДКМ служит для передачи информации по радиоканалу вместо телеграфного ключа. Состав ДКМ и устройство клавиатуры ДКМ Р-010 следует показать на образце реального датчика либо на стенде.

После доведения мер техники безопасности необходимо, чтобы каждый курсант расписался за проведенный инструктаж в журнале инструктажа по технике безопасности.

После изложения вопроса посадки за рабочее место, положение рук на клавиатуре и технику удара по клавишам следует отработать сказанное групповым методом.

Подаваемые команды:

«ВСТАТЬ!»  (по этой команде  личный состав принимает указанное преподавателем положение);

«САДИСЬ!»  (личный состав садится согласно правилам посадки за рабочее место при работе на датчике Р-010);

«РУКИ НА КЛАВИАТУРУ – СТАВЬ!» «РУКИ С КЛАВИАТУРЫ СНЯТЬ!»  (преподаватель в ходе отработки вопроса оказывает индивидуальную помощь обучаемым, указывает на ошибки).

При появлении характерных ошибок у большинства обучаемых необходимо прервать тренировку и указать на необходимость устранения этих ошибок.

При тренировке удара по клавишам надо обратить особое внимание на то, что удар должен быть жестким, отрывистым, передача ведется, не глядя на клавиатуру.

По окончании отработки вопроса материал должен быть усвоен, по возможности, 100 % обучаемых.

Освоение передачи знаков исходного ряда клавиатуры датчика Р-010

При отработке данного вопроса необходимо напомнить курсантам правила посадки за рабочее место, меры техники безопасности, порядок подготовки к работе ДКМ, технику удара по клавишам.

Довести до обучаемых, что освоение передачи на датчике Р-010 происходит с помощью учебно-тренировочных карт (УТК). Освоение исходного ряда клавиатуры осуществляется с помощью упражнения № 1УТК.

Упражнение № 1: Обучаемые читают вслух знак, проговаривают действие и передают данный знак:

0 – правой первым на месте;

Р – правой первым налево;

А – левой первым на месте;

П – левой первым направо;

Л – правой вторым на месте;

В – левой вторым на месте;

Д – правой третьим на месте;

Ы – левой третьим на месте;

Ж – правой четвертым на месте;

Ф – левой четвертым на месте;

Э –  правой четвертым направо;

пробел – правой большим пальцем.

При освоении клавиатуры с помощью УТК руководитель занятия особое внимание обращает на правильную посадку за рабочее место, положение рук на клавиатуре, технику удара по клавишам. После освоения знаков исходного ряда обучаемые передают тренировочный текст № 1 (УТК):

ажэфв          вжфлы              офжад                 ыдрфо                 лвфра

длпва          ржфаф              пвлав                             одыфж                жлыор

пзадж          роавл                врджд                 аыдлр                  дпапф

рафоа          фпдры              ыфждж                пажды                 аавыж

фавжо         поыжа              вылпз                  плоаа                             ждааы

роадл          оылвф              лыавл                  жоарф                 олдпа

Если передача ведется безошибочно, руководитель переходит к передаче текста № 2 (УТК):

арыаж        оавдп                   лрово                  флдры        вждла

длфры        ждааф        аафор         апвлд                   раафр

фопрф        аароа         ыапад         даафл                  пвдво

алаов                   жвпыв        ффылд       жывап        ордлз

ыфжад        дролд                 ррвыа        пфжаф        жпвдп

фыапл        врждж        опжлж        апыож        дваож

В случае появления характерных ошибок необходимо прервать тренировку, обратить внимание курсантов на эти ошибки и, продолжив отработку  вопроса, добиться их устранения.

Методика освоения верхнего, нижнего и цифрового ряда клавиатуры ДКМ Р-010 аналогична вышеописанной.

 

2. 4  Методы наращивания скорости приема на слух и передачи текстов до нормативных требований

Методика наращивания скорости приёма на слух

Основной целью наращивания скорости приема на слух является:

— выработка у обучаемых твердых навыков в безошибоч­ном приеме  на слух буквенного и цифрового текстов со скоро­стью, установленной нормативами;

—  умение запомнить при приеме (упреждая запись) 1–2 знака;

— правильно и быстро записывать принимаемый текст.

Наращивание скорости приема на слух   следует начинать сразу же после закрепления изученной телеграфной азбуки, то есть после того, как руководитель убедится в твердом усвое­нии обучаемыми всех знаков.

Для определения степени усвоения обучаемыми знаков телеграфной азбуки проводится зачетная контрольная работа (цифровой текст 25–30 знаков в минуту и буквенный текст – 20 знаков в минуту).

Объем каждого контрольного текста не должен превышать 30 групп. Дальнейшее наращивание скорости приема на слух можно производить только тогда, когда большинство обуча­емых уверенно ведет прием текстов на ранее достигнутой ско­рости.

Наиболее правильный и эффективный способ наращивания скорости приема на слух  –  метод постепенного увеличения скорости.

Сущность его состоит в том, что в течение 5–7 минут пе­редаются отдельные знаки при многократном их повторении (от шести до двух в той последовательности, как изучалась телеграфная азбука) на скорости на            1–2 группы больше тренируемой. Затем передается тренировочный текст с об­ратной проверкой. Скорость передачи текста может периоди­чески меняться, а в конце передачи доводится до установлен­ного норматива на данное занятие.

При постепенном наращивании скорости некоторая часть обучаемых будет отставать в обучении или испытывать по­требность в приеме на более высоких скоростях. В целях соз­дания возможности тренировок для различных групп обучае­мых рекомендуется проводить прием тренировочных (профи­лактических) текстов одновременно по 3–4 линиям (то есть дифференцированно), причем по каждой линии скорость пере­дачи знаков различна. Для обучаемых, допускающих значи­тельное количество ошибок, текст передается руководителем занятия ключом или датчиком.

Радиоклассы должны быть оборудованы четырьмя и более радиолиниями передачи текстов с центрального пульта управ­ления – звукового центра.

В зависимости от успеваемости  обучаемых необходимо своевременно переводить для тренировок с одной линии на другую. Особенно нужно обращать внимание на отстающих обучаемых, тренирующихся на линии, по которой поступают сигналы на пониженной скорости.

В случае появления    у   обучаемых большого количества ошибок, как правило, на сходно звучащие знаки, необходимо дальнейшее наращивание скорости,  прекратить и проводить тренировки на профилактических текстах (70 % сходно зву­чащих знаков) на достигнутой скорости.

Для повышения скорости приема и привития уверенных навыков в приеме коротких сигналов необходимо проводить тренировки в приеме на слух по запоминанию отдельных букв и слов.

Методика проведения тренировок по задержке в памяти нескольких знаков состоит в следующем. Руководитель пере­дает на ключе один знак, обучаемые, принимая на слух, за­поминают его, но не записывают. Через небольшой промежу­ток времени руководитель подает команду: «Записать!»  и обу­чаемые записывают принятый знак. После записи передается следующий знак и т. д. Так проводится тренировка в течение 2–3 минут, в конце           каждой – проверка принятого.

Такие тренировки рекомендуется проводить на каждом занятии по приему на слух. Время, отводимое на запомина­ние и запись, необходимо постепенно сокращать.

Тренировки по задержке в памяти знаков проводятся как передачей упражнений на ключе, так и с магнитофона (дик­тофона) или трансмиттера.

Кроме того, одной из задач этого этапа является привитие обучаемым навыка скорописи принимаемого текста. Для это­го следует на доске (плакате) заранее написать одно-два предложения или продиктовать их для записи в тетрадь; ус­тановить норму письма.

Наиболее характерными причинами отставания в приеме на слух        являются:

— боязнь пропуска отдельных знаков, попытка восстановить их в        памяти;

— отставание скорости записи;

— нечеткая и неряшливая запись текстов.

Устранение таких недостатков достигается проведением конкурсных работ, индивидуальной работой в часы самостоя­тельной подготовки, проведением тренировок  в  скорописи, контрольных работ, обеспечением постоянного контроля  и повышенной требовательности руководителя к качеству запи­си текста.

До начала непосредственно наращивания скорости приема на слух необходимо увеличить скоропись, то есть скорость записи знаков. Это достигается упражнением, во время которого знаки русского алфавита записываются  « на время », то есть, включив секундомер, обучаемый начинает быстро записывать буквы алфавита в тетрадь в одну строчку с равными интервалами, например: а, б, в, г, д, ж, з ….. и т. д. По окончании записи (буква Я) время останавливается. Например, на  запись знаков алфавита при первой тренировке ушла 1 минута и 5 секунд. При повторной тренировке необходимо пытаться записать знаки быстрее (1 минута 00 секунд), затем еще быстрее      (55 секунд) и т. д.

После каждой записи знаков необходимо просмотреть качество записанных знаков  и сверить их с оригиналом, указанным в таблице СВКМ (приложение А в «Методических рекомендациях по изучению азбуки        Морзе »).

В случае, если какие-то знаки сильно отличаются от оригинала (не читаемы либо неоднозначно читаемы), необходимо провести тренировку по быстрому написанию этих знаков до достижения приемлемого качества.

Результатом этой тренировки должно служить качественное написание знаков русского алфавита (без знаков Ъ, Ё) за 20–25 секунд. Эта скорость записи знаков позволит осуществлять качественный прием на скорости до       20 групп в минуту.

Упражнение, формирующее навыки записи знаков с отставанием (запаздыванием)

Следующее подготовительное упражнение тренирует непроизвольную память и способность вести прием текста с отставанием на 1 знак. Данный метод приема позволяет увеличить время на опознание знаков азбуки Морзе при приеме и их написание, что в свою очередь уменьшает количество ошибок и улучшает качество записи знаков. В целях тренировки используется упражнение для приема буквенных или цифровых текстов на скорости           4 группы в минуту. Можно также использовать упражнения по закреплению всех изученных знаков (букв и цифр)   № 18 и № 23. Упражнение № 18 – тренировочные буквенные тексты на скорости 4 гр./мин., упражнение № 23 – тренировочные цифровые тексты на скорости 4 гр./мин.

Суть тренировки заключается в следующем:

1) прослушивается первый знак группы и запоминается;

2) прослушивается второй знак группы и запоминается, а первый знак записывается;

3) прослушивается третий знак группы и запоминается, а второй знак записывается;

4) весь процесс приема и записи знаков повторяется аналогично пунктам 1, 2, 3 до окончания текста.

Результатом этого упражнения должна быть четкая, размеренная и безошибочная запись знаков при приеме.

 

Упражнение на выносливость при приёме на слух

На этапе наращивания скорости приема на слух у обучаемого часто возникает проблема усталости, в результате чего возникает много ошибок. Причина этому – недостаточная « выносливость » при приеме.

При регулярно проводимых занятиях этот недостаток постепенно исчезает, однако процесс повышения выносливости в зависимости от индивидуальных особенностей обучаемого может протекать довольно долго (от 2-х  до 3-х месяцев). Вывод один – выносливость необходимо тренировать. Способ тренировки, повышающей выносливость при приеме, несмотря на кажущуюся простоту, способен сократить время привыкания к большим объемам текстов до 1–1,5 месяцев при частоте проводимых тренировок – 1 раз в неделю. Суть тренировки заключается в приеме буквенных и цифровых текстов с постоянной, качественно закрепленной скоростью, позволяющей осуществлять безошибочный прием в течение 45 минут. На следующей тренировке время приема увеличивается до 60 минут, затем до 70–75 минут и затем до           85–90 минут. Во время тренировки необходимо основное внимание уделять качеству записи знаков. Приём ведётся, что называется, « не отрывая  карандаша от бумаги », то есть без  перерывов.

Это является основным условием достижения цели, так как, отвлекаясь, обучаемый так или иначе расслабляется, и тренировка приспособленности к длительному пребыванию в напряжении приостанавливается, а следовательно, она не будет иметь положительного результата.

Упражнение, повышающее  слуховой потолок восприятия знаков при приеме на слух

К  данной   тренировке  следует  приступать,  имея  хорошие  навыки

приема на слух со скоростью 4 группы в минуту и, достигнув выносливости, необходимой для занятий в течение 90 минут.

Проблема некачественного восприятия знаков при приеме возникает у большинства обучаемых при подходе к скорости 8 групп  в  минуту и выше. Это сводится к  тому, что знаки при восприятии начинают как бы «сливаться».  Становится  трудно  различать сходно звучащие знаки, интервал между знаками начинает казаться недостаточным, чтобы успеть записать знак. При- чина этому одна – низкий слуховой потолок восприятия знаков, то есть предел способности уха и мозга  четко  различать структуру знака (длинные и короткие сигналы). Однако недаром один из великих мыслителей изрек: «Возможности человеческого организма безграничны».

Тренировка по повышению слухового потолка заключается в следующем:

1) принимается текст на качественно  закрепленной скорости;

2) определяется скорость, на которой  обучаемый различает знаки, но не успевает их записать. Как правило, эта скорость превышает закрепленную в 1,5–2 раза;

3) на найденной скорости необходимо прослушать заранее принятый текст, одновременно следя по нему. Этот процесс повторяется 3–4 раза;

4) принимается  текст на скорости, превышающей закрепленну  на       1–2 группы. Необходимо принять 2–3 текста.

После этого всю тренировку надо повторить  2 – 3 раза. По окончании тренировки  принимается контрольный  текст на скорости, превышающей закрепленную на 1–2 группы.

 

Данный метод является наиболее эффективным по наращиванию скорости приема на слух. Однако все перечисленные методы должны применяться  комплексно, так как  каждый из них дополняет друг друга.

Перед началом занятий по наращиванию скорости приема на слух педагог должен убедиться в качественном приеме обучаемыми буквенных и цифровых текстов со скоростью 4 группы в минуту. В случае выявления обучаемых, не усвоивших прием на данной скорости, необходимо организовать с ними дополнительные занятия по закреплению пройденного материала, выявив причины отставания.

Групповой метод наращивания скорости приема на слух

Этот метод заключается в ступенчатом увеличении скорости приема  на 1–2 группы в минуту.

Суть его заключается в том, что преподаватель транслирует с магнитофона или ЭВМ тексты  со скоростью 6 групп в минуту и тренирует личный состав в их приеме. После проведенной в течение 2–3 занятий тренировки проводится контрольная работа, где определяется степень достижения цели.      В случае, если обучаемые (80–90 % от общего числа)  приняли контрольный текст безошибочно, преподаватель  ставит тексты со скоростью 8 групп в минуту и в ходе следующих 3–4 занятий осуществляет тренировку на этой скорости. По окончании проводится контрольная работа. В дальнейшем процесс продолжается аналогично.

Групповой метод тренировки  по наращиванию скорости эффективен только  на 1-м  этапе.  Сам  этот  этап  служит  для  определения  индивидуальных особенностей обучаемых. И уже после первой проведенной контрольной работы по приему на слух со скоростью 6 групп в минуту  группа обучаемых делится на 3 подгруппы:

1-я группа – обучаемые, имеющие выраженные способности к наращиванию скорости приема на слух, (осуществляют прием без ошибок);

2-я группа – обучаемые, требующие незначительного контроля со стороны преподавателя (как правило, допускают 5–7 ошибок, возникающих по различным причинам, которые описаны далее);

3-я подгруппа – обучаемые, требующие строго индивидуального подхода, вплоть до выборочного или полного повторения упражнений темы № 1 «Освоение знаков телеграфной азбуки Морзе в приеме на слух» (допускают 8 и более ошибок).

Задача преподавателя  – к концу 1-го этапа  как можно более точно определить состав этих 3-х групп и продолжить занятия с помощью индивидуально-группового метода.

Индивидуально-групповой метод

Рекомендуемые варианты занятий с различными категориями обучаемых:

а) для 1-й подгруппы с помощью магнитофонов транслируются упражнения с тремя скоростями: 4 группы в минуту, 6 групп в минуту, 8 групп в минуту.

Для того чтобы наиболее успевающие обучаемые не были, что называется, «привязаны» к остальным, рекомендуется транслировать одновременно все 3 скорости, например:

1 линия – 4 группы в минуту;

2 линия  – 6 групп в минуту;

3 линия – 8 групп в минуту.

При этом обучаемый, безошибочно принявший 2–3 текста на одной скорости, может самостоятельно перейти к следующей, более высокой.

б) для 2-й подгруппы, не устранив появляющиеся ошибки, осуществлять наращивание скорости ПРМ на слух   нельзя. Устранить такое количество ошибок можно предлагаемой тренировкой: преподаватель с помощью СЭВМ «Кристина-4М», ключа или ДКМ Р-010 передает тексты, группы которых состоят не из 5-ти, а из 2-х знаков.

Обучаемые прослушивают одну группу, а после начала звучания следующей группы записывают по памяти предыдущую. Такую тренировку можно начинать с напевом мелодии вслух, а после приобретения определенных навыков – про себя.

Секрет устранения ошибок здесь кроется в максимальном сосредоточении обучаемого на принимаемых знаках и концентрации памяти.

После одного-двух занятий по этой методике необходимо провести с этой подгруппой контрольную  работу с целью определения результатов. Итогом занятий с обучаемыми 2-й подгруппы должен явиться перевод их      в 1-ю подгруппу.

в) для 3-й подгруппы, в зависимости от количества ошибок, рекомендуется организовать повторные занятия по закреплению знаков, на которые обучаемые допускают ошибки. При сокращении количества ошибок до        5–7 рекомендуется организовать с ними занятия по методике, изложенной для 2-й подгруппы. Конечная цель для 3-й подгруппы та же, что и для 2-й, то есть перевод в 1-ю подгруппу.

Следует отметить, что, как правило, эта категория обучаемых возникает ввиду недобросовестного отношения к занятиям по теме № 1. Поэтому до начала занятий с этой категорией обучаемых преподаватель должен прослушать и подкорректировать напевы каждого знака каждым обучаемым.

Методика наращивания скорости передачи датчиком Р-010

Классно-групповой метод наращивания скорости заключается в том, что все обучаемые передают одинаковый текст одновременно с работой СЭВМ. Обучаемые ударяют по соответствующей клавише одновременно с ус­лышанным знаком. Руководитель следит за тем, чтобы скорость текста со­ответствовала нормативной и контролирует работу обучаемых.

Наиболее простым способом наращивания скорости передачи датчиком является способ классно-групповой работы на датчике под метроном, ког­да датчики включены, а скорость работы метронома может регулироваться. Обучаемые передают объявленные записанные знаки в такт работы метроно­ма, между группами выдерживают время одного удара метронома. В качест­ве метронома используется СЭВМ. После достижения уверенной работы на датчике на достигнутой скорости разрешается самостоятельная работа курсантов, так как групповой метод далее будет тормозить наращивание у более сильных курсантов.

В процессе передачи руководитель контролирует правильность:

— посадки за рабочее место;

— удара по клавишам;

— передачу «перебоя».

Помогает устранить замеченные ошибки.

Методика наращивания скорости передачи ключом

Основная цель обучения передаче ключом – привитие радиотелеграфистам твердых навыков четкой, безошибочной и ритмичной передачи радиограмм цифрового и буквенного текстов с нормативными требованиями, умение передавать на память кодовые сокращения, позывные, сигналы.

Весь период обучения передаче ключом можно разбить на три этапа.

Первый этап – отработка подготовительных упражнений для передачи отдельных знаков телеграфной азбуки верти­кальным ключом. Этот этап привития навыков выполнения подготовительных упражнений составляет основу дальнейше­го обучения передаче ключом всех знаков телеграфной азбу­ки, а в последующем способствует наращиванию скорости до нормативных показателей.

На первом этапе обучения отрабатываются:

— посадка за рабочее место;

— положение руки при держании головки ключа;

— нажатие на ключ и отжатие;

— передача коротких сигналов (точек);

— передача длинных сигналов (тире);

— передача различных сочетаний из коротких и длинных сигналов, непосредственно следующих друг за другом;

— многократная передача отдельных знаков телеграфной азбуки.

Ритмичная работа ключом достигается передачей под счет руководителя или удары метронома, в последующем тонально-групповым и тонально-ритмичным методами. Темп передачи на данном этапе постоянный и соответствует пере­даче 4–6 групп в минуту. Самостоятельная передача обучаемыми в этот период категорически запрещается.

Переходить ко второму этапу можно только при выполне­нии большинством обучаемых задач первого этапа.

Второй этап – формирование навыков уверенной переда­чи облегченных текстов, состоящих из всех знаков телеграф­ной азбуки, путем их многократного повторения.

Третий этап – наращивание скорости до нормативных по­казателей. Он предусматривает:

— закрепление полученных навыков на достигнутой скорости передачи тренировочных радиограмм цифрового и буквенного текстов;

— плавное, незаметное для обучаемых, наращивание скорости групповым, тонально-групповым методами и методом репетования;

— закрепление достигнутой скорости путем самостоятельной передачи под постоянным контролем руководителя занятий;

— длительную передачу текстов без ухудшения качества работы;

— передачу контрольных текстов.

При обучении передаче ключом применяется несколько методов.

Передача под счет руководителя занятий. Это основной метод при обучении. Передача подготовительных упражнений и отдельных знаков необходима для того, чтобы выработать правильное соотношение в передаче коротких и длинных сиг­налов, пауз между элементами знака и знаками, помочь ос­мыслить структуру знака.

Передача под удары метронома. Этот метод является ло­гическим продолжением предыдущего метода и позволяет ру­ководителю оказывать обучаемым индивидуальную помощь при отработке упражнений. Манипуляция ключом проводится в этом случае под метроном, где короткие сигналы передают­ся под один удар, а длинные сигналы и пауза между знаками – под три удара метронома.

Метод репетования. Этот метод применяется для совер­шенствования навыков передачи отдельных знаков и текс­тов. Руководитель с ключа передает знак и делает паузу, по­сле прослушивания обучаемые передают его на неозвученных (или озвученных) ключах. Руководитель может повторить этот знак или передать следующий. Темп передачи задается руководителем.

Метод группового обучения. С помощью этого метода манипулирование производится всеми обучаемыми в общем темпе и ритме, за­данном руководителем.

Метод «ведущего» (или метод «по следу»), этот метод позволяет манипулирование на ключах производить обучаемыми одно­временно с руководителем (трансмиттером) на неозвученных ключах.

Тонально-ритмичный метод группового обучения. С помощью этого метода манипулирование на ключах обучаемые производят одновременно в такт с услышанным сигналом, передаваемым руководителем (трансмиттером). Передача обучаемыми «накладывается», то есть «подгоняется» под стандартный сиг­нал. Сигнал руководителя и сигнал обучаемого в этом случае должны быть различными по тону.

Метод индивидуального обучения, дает возможность манипули­рование на ключе производить самостоятельно каждым обу­чаемым без прослушивания или с прослушиванием своей работы.

Первый этап

На первых занятиях по обучению работе ключом необхо­димо показать действия обучаемых при передаче ключом. В связи с этим рекомендуется:

— рассказать о значении четкой и безошибочной переда­че при                    радиообмене;

— продемонстрировать передачу радиограмм на норматив­ных             скоростях, которыми обучаемые должны передавать к концу первого периода службы;

— довести до сведения обучаемых количество учебного времени, отводимого на передачу ключом, и поставить общую задачу;

— объяснить назначение оборудования рабочего места и порядок пользования им;

— объявить тему и цель занятия по передаче ключом, поставить задачу обучаемым;

— объяснить назначение, устройство и регулировку ключа.

Для регулировки ключа необходимо:

— вывернуть на 3–4 мм винт регулировки контактов;

— ослабить спиральную пружину так, чтобы замкнуть передние  (рабочие) контакты;

— поднять рычаг за головку ключа вверх, рычаг должен свободно опуститься вниз;

‑ взяться за головку ключу указательным и большим пальцами и проверить, есть ли боковые качания; если есть, то подвернуть боковые полуоси и закрепить контргайкой;

— установить зазор между контактами ключа, равный 1,5 мм, что равно толщине 16 листов писчей бумаги.

Руководитель занятия должен объяснить правила посад­ки за рабочее место, показать на плакате, продемонстриро­вать лично или при помощи помощников, чтобы это было вид­но всем обучаемым; приступить к тренировке личного соста­ва. При этом обучаемые должны:

а) подойти вплотную к столу; встать так, чтобы ключ приходился правее кисти свободно опущенной правой руки, а расстояние от бедра до ключа было бы равно ширине ладони;

б) сесть за стол, не меняя положения корпуса относительно ключа, руки при этом должны лежать на коленях ладонями вниз;

в) взять правой рукой головку ключа,    заняв такое поло­жение, при котором в локтевом сгибе правой руки должен образоваться прямой  угол, а предплечье от пальцев до локте­вого сустава должно являться как бы продолжением рычага ключа. Обучаемые должны смотреть прямо перед собой, не глядя на ключ. Однако для контроля над собой периодически подается команда для осмотра способа держания ключа.

Кисть левой руки должна лежать на столе на уровне хо­лостых контактов ключа.

Ступни ног располагаются на полу на ширине плеч. В та­ком положении обучаемый не должен испытывать никакой скованности и принужденности.

Расположение пальцев на головке ключа должно обеспе­чивать свободную передачу движения кисти руки рычагу клю­ча и быть достаточно удобным. Радиотелеграфист должен держать головку ключа тремя пальцами руки так, чтобы большой и средний пальцы охватывали головку ключа с бо­ков.  При этом большой палец должен быть прямым и лежать на опорной шайбе; первая фаланга среднего пальца всей по­верхностью должна лежать на опорной шайбе; указательный палец нижней частью первой фаланги в полусогнутом поло­жении должен упираться в верхнюю часть дальнего среза ключа. Остальные пальцы находятся в следующем положении: безымянный и мизинец – по­догнуты внутрь и касаются ладони. Первая фаланга указа­тельного пальца находится под прямым углом к верхней час­ти головки ключа.

Пальцами следует держать   головку ключа без напряже­ния, но во время работы   они   не   должны скользить по ней. Во время передачи головка   ключа вместе с пальцами обра­зует как бы шарнир.

После рассказа и личного показа руководитель должен тренировать обучаемых в способе держания ключа и посадке за рабочее место. Отработка посадки проводится групповым методом путем подачи команд:

— «Приготовиться к передаче» – по этой команде обучаемые   выполняют действия, указанные в пп. «а»,  «б»;

«Ключ взять» – выполняются действия п. «в».

Руководитель контролирует выполнение команд, делает необходимые замечания по устранению недостатков, обнару­женных у обучаемых в посадке за рабочее место и способе держания ключа.

Характерные ошибки, встречающиеся при отработке по­садки за рабочее место:

— перемещение корпуса влево или вправо;

— перемещение корпуса вплотную к столу;

— отодвигание корпуса от стола;

— забрасывание одной ноги на другую;

— подгибание ног под себя.

При отработке способа держания ключа наиболее харак­терными ошибками могут быть:

— мелкий захват – пальцы слегка касаются головки ключа;

— глубокий захват – головка ключа почти касается ладони, а пальцы выходят вперед, за головку ключа;

— изгиб большого пальца в суставе первой и второй фа­ланг;

— сильное нажатие средним пальцем на головку ключа, в результате чего нет изгиба в суставе первой и второй фаланг;

— средний палец не лежит поверхностью первой фаланги на опорной шайбе, а упирается кончиком пальца в нее;

— мизинец и безымянный пальцы   опускаются, а не прижимаются к ладони;

—  указательный палец сваливается вправо;

— кисть слишком опущена вниз;

— кисть слишком поднята вверх;

— локоть уходит слишком вправо;

— локоть прижат к корпусу;

— корпус далеко от ключа, поэтому рука выдвинута слишком вперед;

— локоть приподнят слишком вверх.

Качественная передача на вертикальном ключе во многом зависит от того, как руководитель сумеет привить обучаемым первоначальные навыки, то есть «поставить» руку. Основной за­дачей на этом этапе является отработка правильного движе­ния кисти руки. Границы движения кисти и правильность ее работы отрабатываются  на подготовительных упражнениях.

Для качественной передачи характерны следующие тре­бования:

—   свободное, непринужденное движение кисти руки;

—   ритмичность;

— соразмерность между короткими и длинными сигналами;

— устойчивость переключения со знака на знак.

При отработке подготовительных упражнений нужно объяснить, что прогиб кисти руки на коротких и длинных сигна­лах должен быть одинаков.    В    первоначальный период этот прогиб составляет 3–5 см.

При объяснении первоначальных упражнений нужно точ­но указать каждому обучаемому границы исходного положе­ния кисти руки и его рабочего положения при нажатии. Оно должно быть примерно на уровне основания ключа. Не сле­дует допускать слишком большого прогибания вниз, то есть «за­висания» и большого прогиба вверх – «горбики».

Для отработки нажатия и отжатия подаются команды: «Ключ взять», «Нажатие. Делай раз», «Отжатие. Делай два». После подачи каждой команды осмотреть положение кисти у каждого обучаемого и сделать необходимые поправки. В дальнейшем для нажатия и отжатия подаются команды: «Делай раз» (нажатие);  «Делай два» (отжатие).

Для ускорения темпа работы подаются следующие коман­ды: «Раз» (нажатие), «Два» (отжатие). Затем руководитель должен включить метроном с частотой ударов заданного тем­па (примерно 60–80 ударов в минуту). Обучаемые под один удар делают нажатие, под второй – отжатие.

Получив достаточные навыки в манипуляции ключом, не меняя частоты ударов метронома, руководитель должен пе­рейти на «межударную» работу, где нажатие и отжатие про­водятся за один удар метронома.

Для отработки производится счет руководителя: «Раз» (опускание руки вниз), «И» (возвращение руки вверх). Мани­пуляция должна проводиться плавно, а не рывками. Дли­тельность нахождения руки в нижнем и верхнем положениях должна быть одинаковой. Счёт «И» подаётся между ударами метронома. Руководитель постепенно переводит группу от на­жатия и отжатия к передаче коротких сигналов. Увеличивая скорость работы метронома, примерно к четвертому занятию ее нужно довести до 180–200 ударов в минуту.

Работа обучаемых должна быть плавной, неторопливой. Передача точек продолжается в течение всех последующих занятий с заданной скоростью.

При передаче коротких сигналов могут появиться следу­ющие характерные ошибки:

— работа пальцами по головке ключа;

— неодинаковый прогиб кисти при передаче точек в нача­ле серии и в конце ее, что приводит к ускорению темпа;

— изменение заданного темпа при    прекращении работы метронома;

— удлинение точек  (рука внизу находится больше, чем вверху);

— укорачивание точек (работа – «укалывание»);

— нет одновременной работы контактов ключей у обуча­емых при групповой передаче.

Руководитель должен проверять каждого обучаемого, си­стематически наблюдая за ним, устраняя недостатки, доби­ваться правильной работы на ключе.

При обучении передаче руководитель должен пользовать­ся следующими командами: «Ключ взять», «На-чи-най», «Стоп», «Руки снять».

При передаче длинного сигнала необходимо учесть, что он по продолжительности звучания в три раза превышает корот­кий сигнал. Передача тире происходит за счет прогиба руки и удержания в лучезапястном суставе. При этом движение должно быть уверенным, спокойным, без излишнего напря­жения мышц.

Отрабатываются тире под счет руководителя и удары метронома.

Руководитель должен показать на демонстрационном клю­че, как производится передача под счет руководителя, обра­тив внимание на то, что возврат в исходное положение дол­жен быть энергичным, а на подъем рычага в верхнее положе­ние должно быть затрачено такое же усилие, как и при на­жатии вниз.

После этого провести тренировку по команде: «Передачу длинных сигналов на-ча-ли, раз-два-три-и». После исполни­тельной команды «На-ча-ли» обучаемые резко опускают ры­чаг ключа в нижнее положение и держат его, фиксируя нажа­тие под счет «Раз-два-три»; по команде «И» рычаг резко (так, чтобы энергично сработали холостые контакты) поднимается вверх и рука становится в исходное положение. Закрепив на­выки манипуляции ключом, то есть когда обучаемые научатся работать так, чтобы была одинаковая по силе работа перед­них и задних контактов ключа, можно перейти к передаче тире «встряхиванием» кисти руки. Процесс встряхивания про­изводится не напряженной кистью, а свободно двигающейся. При встряхивании обязательно должны работать холостые контакты. Показать движение кисти при встряхивании на де­монстрационном ключе и приступить к тренировке.

Начать обучение нужно со скоростью 40 тире в минуту и довести к четвертому занятию до 80 тире в минуту. Трениров­ка проводится по команде: «Передачу длинных сигналов на-ча-ли, раз-два-три, раз-два-три» и т. д.

Передача «встряхиванием» ведется без фиксации кисти руки в верхнем положении путем ее легкого, непринужденно­го движения. При передаче тире в непрерывном варианте под удары метронома в промежутке между ударами кисть резко поднимается вверх, тут же опускается вниз и фиксируется. Длительность нажатия на рабочие контакты равна трем уда­рам метронома, что соответствует команде «Раз-два-три». Для того чтобы обучаемые уверенно поднимали головку ключа вверх, руководитель должен приподнять коромысло ключа у регулировочного винта вверх и не отпускать. Это заставит обучаемого при передаче приложить большее усилие, чтобы сработали холостые контакты.

После закрепления полученных навыков нужно периоди­чески выключать метроном и отрабатывать передачу по за­данному темпу и ритму.

Характерные ошибки при передаче тире:

— большой прогиб лучезапястного сустава вверх  (образуется «горбик»);

— глубокий прогиб кисти руки вниз (образуется  зависание» кисти);

— отсутствие фиксации, если после нажатия обучаемый дожимает руку после замыкания рабочих контактов ключа;

— усиление напряжения работы на рабочие контакты  и ослабевание работы холостых контактов;

— напряженное (судорожное) «встряхивание» кисти руки при передаче    длинных сигналов из-за боязни «не успеть» произвести отжатие и нажатие за один счет;

— нечеткая остановка контактов ключа, что приводит к дроблению сигнала.

Способы устранения ошибок:

— своевременное обнаружение ошибок, разъяснение причин появления и устранение недостатков в передаче;

— образцовый показ руководителем движений: кисти руки при передаче всей группе, а при необходимости – каждому обучаемому;

— многократное повторение одного действия;

— увеличение зазора ключа  (при неполном прогибе кисти руки);

— придержание  коромысла ключа при недостаточной работе холостых контактов;

— практическая помощь путем непосредственного воздействия на руку обучаемого.

Передача отдельных знаков проводится в таком же темпе, в каком отрабатывались короткие и длинные сигналы. Глав­ное в освоении передачи ключом – это достижение обучае­мыми высокого качества передачи каждого знака, чтобы пе­редаваемый знак не вызывал никаких сомнений и затрудне­ний при его приеме  корреспондентом.

Построение знака при передаче должно быть исключи­тельно правильным, то есть должно выдерживаться соотношение длительности точек и тире в знаке, а также интервалы меж­ду ними и между знаками. Интервалы между знаками долж­ны соответствовать длительности одного тире, а при отработ­ке под удары  метронома – трем ударам.

При  передаче отдельных знаков очень важно добиться от обучаемых одинакового размаха кисти руки на точках и тире.

При начальной передаче в классно-групповом составе ре­комендуются следующие приемы:

— под счет руководителя;

— под удары метронома;

— по заданному темпу и  ритму;

— комбинированный  (когда вместе с ударом метронома, счетом руководителя вводится звуковое сопровождение сигнала);

— «ведущего»;

— тонально-ритмичный;

— репетования.

При изучении применяются  напевы и словоформы знаков.

Например:    Анна – «ай-ДАА» или «ти-ТАА».

Между знаками при передаче проговаривается – «Пауза», а между группами  «Пауза большая».

Последовательность изучения    знаков в передаче ключом рекомендуется такая:  еисх5,   тмошО   ауж4=    ндбб вй1гч     рплз?       кцфщ       ьыэюя       23789.

Метод «ведущего» (или передача «по следу») заключает­ся в том, что, воспринимая мелодию знака, обучаемый совер­шает манипуляцию ключом аналогично структуре, темпу и ритму знака, который он слышит в головных телефонах, то есть он подбирает свою передачу под стандартный сигнал, ко­торый ему выдает руководитель. В первоначальный период этот сигнал нужно  подавать с ключа руководителя, так как его можно всегда прервать, чтобы объяснить обучаемым их ошибки.

В последующем для отработки отдельных знаков, передач упрощенных и тренировочных текстов рекомендуется подача сигналов с помощью трансмиттера или магнитофона. В даль­нейшем для обучения передачи могут быть применены мето­ды тонально-ритмичный и репетования.

После отработки отдельных знаков методом «ведущего» руководитель должен перейти к передаче под сигналы, пода­ваемые трансмиттером. Для работы под трансмиттер долж­на быть заранее заготовлена  перфолента.

Каждый знак перфорируется на ленту 25–27 раз через два пробела COMB (то есть расстояние между знаками должно равняться двум перфоленточкам лентопротяжной дорожки).

На первых занятиях рекомендуется отработать группу знаков: А, У, Ж, 4, А, В, И, 1, А, У, Ю; 2; 3; А; Р; П, Э, ?, Ф. На последующих занятиях отработать группу зна­ков: 6, =, Ъ, Щ, 3, 7, 8, 9, Ч, Г, Н – Т  – М– О– Ш; О, 5, X, С, И, Е.

В дальнейшем происходит увеличение скорости подачи знаков до   шести-восьми групп в минуту.

При проведении занятий таким методом не следует боять­ся задержек в переходе ж следующему знаку. Обычно обучае­мые, услышав в головных телефонах второй раз новый знак, быстро переходят к его передаче.

Отработав передачу отдельных знаков, необходимо перей­ти ко второму этапу – передаче текстов.

Второй этап

В период, когда обучаемые освоили передачу отдельных знаков, наблюдаются трудности в переходе к изучению пос­ледующих знаков. Для их устранения предлагается текст.

Текст:     авйою              фгшсч         уэзле                   кяьбт

мнрпи             жхщдц      ыб = э?     12345       67890

Обучение передачи должно проходить методом «ведуще­го» с помощью трансмиттера. Для этого готовится кольцо из перфоленты. Текст пуншируется следующим образом: между знаками делаются два пробела COMB, между группами – три пробела COMB (комбинация по клавиатуре перфорато­ра), длительность тренировок должна составлять три-четыре занятия. На столе у каждого обучаемого должен быть текст для передачи.

После многократного повторения данного текста обучае­мые приобретают уверенные навыки в переходе от знака к знаку, то есть в передаче буквенного и цифрового текстов. Для усложнения задачи обучаемым даются тренировочные бук­венные и цифровые тексты с трансмиттера по нестандартной перфоленте, которая имеет большие, по сравнению со стан­дартной, паузы между знаками и между группами (2-я и 3-я перфоленточки на лентопротяжной дорожке).

Большие паузы между знаками дают возможность обуча­емым полностью передать знак и возвратить руку в исходное положение. Если же делать стандартной пробел сразу, то это ухудшит качество передачи. В дальнейшем при получении твердого навыка можно перейти к передаче текстов по стан­дартной перфоленте. Метод «ведущего» не должен быть пос­тоянным. Успех во многом зависит от разнообразия применя­емых приемов в обучении радиотелеграфистов. Каждое заня­тие должно вызывать интерес у обучаемых.

Третий этап

В основу обучения при наращивании скорости должен быть положен тонально-групповой метод и самостоятельная работа обучаемых без прослушивания и с прослушиванием своей работы.

Рекомендуется такая последовательность:

В начале третьего этапа проводятся занятия методом группового обучения «по следу» без прослушивания своей работы. Основная цель занятий – отработка и закрепление навыков в передаче знаков телеграфной азбуки, а также постепенное наращивание скорости передачи.

При достижении скорости передачи ключом цифрового текста, равной шести группам, и буквенного текста, равной восьми группам, разрешается самостоятельная   работа обучаемых по передаче ключом без прослушивания своей работы.

При методе группового обучения рекомендуются следую­щие способы наращивания скорости передачи:

— постепенное, увеличение скорости работы трансмитте­ра, АДКМ;

— передача за руководителем (методом репетования) при постепенном увеличении скорости передачи самим руководи­телем;

— групповая передача в заданном руководителем темпе.

Увеличение скорости производится равномерно и доводит­ся до такого предела, когда большинство обучаемых начина­ет   работать с напряжением.    В этом случае руководитель уменьшает темп, доводя его до такого уровня, который был бы несколько выше, чем в начале упражнения.

Особенно хорошие результаты получаются, когда такие тренировки сочетаются с кратковременными перегрузками (из 29 групп 2–3 группы передают с предельной скоростью).

В этот период нужно приучать  обучаемых работать про­должительное время, не снимая руки с головки ключа. Если рука устала, то нужно передавать с меньшей скоростью, что­бы руке дать отдых, после чего снова увеличить скорость. Надо всегда помнить о качестве передачи.

Необходимо в самом начале обучения предупредить обу­чаемых, что скорость передачи не наращивается искусственно, а незаметно приходит сама в процессе правильных, продол­жительных и настойчивых тренировок.

Период наращивания скорости передачи до нормативных показателей требует большого внимания со стороны руково­дителя к каждому обучаемому.  Любая из ошибок, не замечен­ная у обучаемого до наращивания скорости, при недостаточ­ной отработке предварительных упражнений может проя­виться: при повышении скорости все неправильные движения руки неизбежно приводят к ошибкам.

Эти ошибки вызываются:

— торопливостью и нервозностью при передаче ключом;

— передачей точек пальцами, а не кистью руки;

— различным по силе нажимом на ключ при передаче точек и тире в одном знаке (при передаче точек нажим слабее, а при передаче тире – сильнее);

— различным по силе нажимом на ключ при передаче точек первого и последующих тире в одном знаке (то же, при передаче точек в одном знаке);

— ускорением передачи коротких сигналов (закорачива­нием последнего тире в знаке);

— нарушением хватки ключа;

— косым ходом кисти при нажатии и отжатии ключа.

Устранению ошибок помогает запись работы на магнито­фонную ленту с последующим прослушиванием записанной работы. Обучаемый, услышав свои недостатки, самостоятель­но, не торопясь, начинает их устранять и добиваться четкой работы.

Затянувшийся срыв руки следует устранять обучением на пониженной скорости, используя для тренировок тексты с преобладанием коротких сигналов, увеличивая развод ключа до 1,5 мм.

Пониженную скорость тренировки руководитель определя­ет индивидуально в каждом случае.

Выводы:

1) записать знак нужно тогда, когда он полностью прослушан, при пропуске знака поставить прочерк (черточку);

2) основная цель обучения передаче ключом – привитие радиотелеграфистам твердых навыков четкой, безошибочной и ритмичной передачи радиограмм цифрового и буквенного текстов с нормативными требованиями, умение передавать на память кодовые сокращения, позывные, сигналы. Весь период обучения передаче ключом можно разбить на три этапа;

3) освоение передачи на датчике Р-010 происходит с помощью учебно-тренировочных карт (УТК). Освоение рядов клавиатуры осуществляется с помощью упражнений № 1, 2, 3 и так далее УТК;

4) наиболее простым способом наращивания скорости передачи датчиком является способ классно-групповой работы на датчике под метроном, ког­да  датчики  включены, а скорость работы метронома может регулироваться.

Наиболее правильный и эффективный способ наращивания скорости приема на слух  –  метод постепенного увеличения скорости.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>