Самостоятельная работа

nauka

       Самостоятельная работа курсантов является важной составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам, а также формирование культуры и умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении знаний.

        Самостоятельная работа организуется командирами подразделений курсантов, обеспечивается кафедрами и контролируется учебным отделом.

         Самостоятельная работа под руководством преподавателей проводится в часы, определенные расписанием занятий, и может предусматривать разработку рефератов, проведение моделирования и выполнение других творческих заданий в соответствии с учебной программой  ( тематическим планом )

Распорядком дня филиала предусмотрено 4 часа самостоятельной работы курсантов (первый час до начала занятий).

        Время обязательной работы курсантов 1-й и 2-й час.

        Время личных и групповых консультаций 3-й час самостоятельной работы.

        Время пересдачи учебной задолжности на 3-м и 4-м часу самостоятельной работы ( на групповые консультации преподаватель приходит в класс,  в котором занимается учебная группа).

 

 

1. Методика организации самостоятельной работы по специальным дисциплинам

 

Система подготовки офицеров в военно-учебных заведениях неуклонно развивается, исходя из задач надежной защиты Родины, с учетом качественных изменений в военном деле, характера и особенностей современной войны. В армию поступает новейшая, все более сложная боевая техника и оружие, что вызывает изменение форм и способов вооруженной борьбы. В связи с ростом требований современного этапа развития общества к образовательному и культурному уровню нашего народа определяется необходимость повышения качества подготовки военных специалистов.

В обучении и воспитании кадров высокой квалификации решающая роль принадлежит преподавателю. Однако активность в учебном процессе должна быть взаимной: каждый курсант в ходе аудиторных занятий и в процессе подготовки к ним (самостоятельная работа) может проявлять инициативу, сознательно пользоваться приемами творческого усвоения знаний, правильно организовать свой труд.

Как их использовать на практике? Дать ответы на эти вопросы – задача данного учебного пособия.

 

Основные задачи и виды самостоятельной работы курсантов

 

Самостоятельная работа курсантов является важнейшей составной частью учебного процесса. Значимость этой работы увеличилась с введением в действие нового «Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения МО РФ», где отмечается: «Отлично и хорошо успевающим слушателям и курсантам второго и последующих курсов решением начальника вуза может быть разрешена досрочная сдача экзаменов и зачетов. Высвободившееся время используется для углубленного изучения учебного материала, научных исследований, общественной и спортивно-массовой работы, участия в работе по военно-профессиональной ориентации, а также в случаях по решению начальника вуза – для увеличения продолжительности отпуска».

 

Основными задачами самостоятельной работы являются:

 

— глубокое усвоение изучаемых дисциплин путем систематической работы над литературой, указанной в учебной программе и рекомендованной преподавателем;

— овладение методами самостоятельной работы над книгой, умение найти нужный материал и самостоятельно его использовать, приобретение навыков самостоятельной работы;

— воспитание воли, умения работать в напряженном режиме длительное время;

— выработка высокой творческой активности, инициативы при решении разнообразных по характеру и сложности задач, привычки к самостоятельному и целеустремленному исследованию, к поиску нового.

 

Виды самостоятельной работы:

— работа над материалами лекций, групповых занятий, лабораторных и практических занятий;

— самостоятельная работа под руководством преподавателей в часы, определенные расписанием занятий;

— отработка текущего учебного материала по рекомендованной литературе и конспектам;

—               выполнение курсовых работ;

— подготовка к семинарам, групповым, лабораторным и практическим занятиям;

— групповые и индивидуальные консультации;

— подготовка к зачетам и экзаменам;

— подготовка к плановым контрольным мероприятиям различного вида;

— написание рефератов, выполнение НИР в кружках ВНО, рационализаторская и изобретательская работа;

— подготовка к беседам, диспутам, чтению докладов;

— составлению учебных пособий и методических материалов.

Как видно из этого краткого перечня, одни работы самым тесным образом связаны с теоретическими курсами, а другие достаточно независимы от отдельных дисциплин. Тесная связь работ со строго определенными дисциплинами придает им ярко выраженный учебный характер, тогда, как другие работы носят учебно-познавательный или обобщающий характер.

 

2. Особенности изучения средств и комплексов радиосвязи.

 

На изучение специальных дисциплин учебной программой отводится около 40 процентов времени, отведенного учебным планом на весь период обучения.

При изучении дисциплины курсанты должны:

1.     иметь представление:

—   о составе и организационно-техническом построении стационарных радио­центров узлов связи МО РФ;

—  о перспективах развития военной техники радиосвязи Сухопутных войск ВС РФ;

—   об основных тактико-технических характеристиках средств радиосвязи армий иностранных государств;

—  о назначении и функциях частотно-диспетчерской службы на радиоцентрах полевых узлов связи;

—   о многоадресных системах УКВ радиосвязи

—   о системах спутникового и кабельного телевидения

2.     знать:

—  технические характеристики каналов радиосвязи, показатели эффективности КВ и УКВ радиосвязи;

—  общие принципы построения радиоприемных, радиопередающих устройств, военных радиостанций, адаптивных радиолиний;

—   особенности распространения радиоволн и методику расчета линий радиосвязи при планировании их развертывания;

—   параметры, характеризующие свойства антенн и требования к антен­нам мобильных радиостанций, табельные антенны радиостанций и КШМ;

—   тактико-технические данные, структурные и функциональные схе­мы, физические процессы в основных узлах и блоках базовой радиостанции средней мощности , аппаратуре адаптации, правила их развертывания, эксплуатации и боевое примене­ние;

—  тактико-технические данные, функциональные схемы, правила экс­плуатации, основы боевого применения аппаратных (радиостанций) и КШМ ;

—   тактико-технические данные, основы боевого применения РДП;

—   требования к каналам радиосвязи, нормы входных и выходных уровней образцов радиоэлектронных средств связи, порядок их регулиров­ки и сопряжение РЭС с каналами других средств связи и оконечной аппа­ратурой, а также порядок сдачи радиоканалов в эксплуатацию на оконеч­ные аппаратные узла связи и правила СЭС

—   принципы и способы дистанционного управления передатчиками на узлах связи соединений и объединений;

—   перечень и правила ведения оперативно-технической документации на боевых постах радиоцентра УС;

— особенности обеспечения радиосвязи в различных физико-географических условиях (горных, пустынных и северных районах) и методы повышения ее надежности;

—  основы теории электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств на радиоцентрах и узлах связи пунктов управления;

— принципы и средства обеспечения транкинговой и пейджинговой связи;

— правила техники безопасности при развертывании и эксплуатации КШМ, аппаратных (радиостанций);

-содержание и условия выполнения основных нормативов по развертыванию и эксплуатации КШМ, радиостанций, ОПМ и РПДУ;

— порядок организации и проведения занятий по технической подготовке с личным составом взвода;

— основные принципы телевидения;

— устройство оптикоэлектронных и электроннооптических преобразователей;

—   характеристики и принципы построения видеоусилителей и развертывающих устройств;

—    основные принципы построения систем цветного телевидения

—   тактико-технические данные и структурную схему телевизионной системы КШМ.

3.     уметь:

— размещать, развертывать, включать, настраивать, проверять ра­ботоспособность по встроенным приборам, регулировать радиоканалы, про­водить техническое обслуживание базовой радиостанции  в объеме ЕТО, производить ее простейший ремонт;

— грамотно эксплуатировать технику радиосвязи,  уверенно  работать  на   базовой радиостанции в адаптивном режиме и на КШМ;

—  правильно выбирать табельные АФУ и частоты в зависимости от дальности связи в сложных условиях ЭМО;

— обеспечивать ДУ передатчиками, служебную связь между элемента­ми РЦ и контроль за состоянием радиосвязи;

— осуществлять ретрансляцию радиопередач;

— обеспечивать выполнение требований правил техники безопасности при развертывании и эксплуатации РЭС и пожарную безопасность при экс­плуатации аппаратуры;

—         проводить занятия по технической подготовке с личным составом взвода.

 

4.     иметь опыт:

— работы на аппаратуре базовой радиостанции средней мощности, ОПМ, РПДУ, КШМ;

—  развертывания и подготовки к работе радиостанций (КШМ) и аппаратных радиоцентра ПУС;

— пользования табельными приборами аппаратных (станций) при из­мерении основных характеристик трактов прохождения информации

— ведения оперативно-технической документации на боевых постах радиоцентра, пользования ТДР;

—  выполнения обязанностей должностных лиц дежурной смены РЦ УС;

—  сдачи радиоканалов в эксплуатацию на оконечные аппаратные УС, а также засекречи­вания их с помощью СА, установленной непосредственно в радиостанции (КШМ).

 

 

При изучении СКРС курсанты получают знания по следующим вопросам:

—                     принципы построения и практической реализации современных узлов, формирования, передачи и обработки непрерывных и дискретных сигналов;

—                     основные принципы построения помехоустойчивых автоматизированных средств и комплексов связи;

—                      основные критерии качества средств и комплексов связи (помехоустойчивость, пропускная способность, надежность);

—                     принципы построения состоящих на вооружение и перспективных СКРС.

Во время работы на практических занятиях и в часы самостоятельной подготовки курсанты приобретают навыки в умении:

—               проводить сравнительную оценку технических показателей СКРС;

—                     оценивать эффективность технических методов повышения качества СКРС;

—                     технически правильно и эффективно применять в бою СКРС в условиях взаимных помех и применения противником средств электронного подавления, осуществлять руководство строительством и настройкой линий связи;

—                     организовать и проводить контроль технического состояния СКРС;

—                     руководить мероприятиями по обеспечению мер безопасности при подготовке всех видов техники радиосвязи к боевому применению и эксплуатации.

Приемов самостоятельного изучения СКРС существует много. Наиболее продуктивны следующие:

—                     ознакомление с ТТД, общим устройством и работой образца по принципиальным и структурным схемам;

—               зарисовка этих схем в тетрадь;

—                     изучение образца по его конструктивному чертежу и виду в натуре;

—                     практические действия с техникой радиосвязи с целью приобретения более твердых умений и навыков.

При ознакомлении с ТТД, прежде всего, необходимо обращать внимание на те особенности, которые характерны именно для этого образца и выделяют его из группы однотипных или очень схожих по устройству схем.

Изучение общего устройства и работы лучше всего начинать с рассмотрения упрощенных схем. При этом следует помнить, что любое устройство (действие) того или иного узла можно выразить с помощью подобных схем. Но прежде чем приступать к составлению и вычерчиванию упрощенной схемы, необходимо изучить и твердо знать условные обозначения отдельных деталей и узлов. Тот, кто пренебрегает этим, заведомо лишает себя возможности глубже вникнуть в смысл физических процессов и явлений, происходящих при работе того или иного устройства.

Однако, как бы обучаемые не занимались самостоятельно по соответствующим руководствам и наставлениям, постичь все премудрости современной аппаратуры, без практики работы на ней, невозможно. Изучать технику лучше всего в специализированных классах, лабораториях, парках, т.е. там, где ее можно потрогать, как говорят, руками. Важно также чтобы около изучаемых объектов находились соответствующие плакаты и схемы.

Опыт показывает, что изучение техники более эффективно в тех случаях, когда имеются действующие стенды, макеты и другое учебное оборудование, созданы условия для поиска и устранения неисправностей непосредственно на материальной части.

Каждый курсант должен себе уяснить, что задача по овладению техникой состоит не в слепом копировании изучаемого образца, а в усвоении соответствующих целенаправленных умственных действий, благодаря которым формируется более полное и глубокое представление о работе устройства в целом и порядке его обслуживания.

Усвоить действие – значит не просто вспомнить, как оно было показано, а суметь повторить его с новым материалом и заново получить из этого материала указанный продукт. Поэтому при изучении того или иного образца важно понять не только его устройство, но и ориентировочную основу для будущих действий при использовании его на практике.

В настоящее время в связи с усложнением техники радиосвязи все более возрастает количество отдельных приемов, действий и операций в целом, которые специалист должен знать в совершенстве и выполнять в кратчайшие сроки. Все это достигается только практикой. Вот почему в процессе самостоятельной работы следует особое внимание обращать на вопросы, связанные с будущей деятельностью и добиваться нормального их выполнения. При этом высокая производительность должна быть результатом не столько интенсификации физической деятельности специалистов, сколько повышением в ней удельного веса их творческих мыслительных операций. Это достигается лишь закреплением каждого занятия по технике самостоятельной работы, глубоким осмысливанием всех возможных причин неисправностей с обязательным устранением их непосредственно на материальной части.

Все, что обучаемый изучил, он должен сам грамотно объяснить. Неумение рассказать и объяснить выполняемое действие замедляет процесс овладения им в той форме, которая необходима на практике. Происходит это потому, что только речевые действия, как указывалось ранее, создают возможность овладеть понятиями обобщения и абстрагирования, обеспечивают высокую стереотипность действий, а следовательно, их быструю автоматизацию.

Стало быть, при изучении техники радиосвязи требуется, как можно чаще прибегать к изложению вслух всего прочитанного и увиденного. Благодаря этому быстрее сформируются обобщенные понятия, которые позволяют видеть частное во взаимосвязи с целым. Обучаемый должен овладеть способностью рассматривать объект или процесс не только в плане общих технических признаков устройства данного класса аппаратуры, но и с точки зрения  конкретного  устройства узлов.

Этими рекомендациями необходимо всегда руководствоваться при изучении техники радиосвязи.

Какие же ошибки допускают обучаемые при изучении техники радиосвязи?  Ознакомление с конспектами курсантов показывает, что многие записи представляют длинный перечень всех деталей рассматриваемого узла без каких-то рисунков и схем. Изучать устройство при самостоятельной проработке по такой записи чрезвычайно трудно. В этих случаях обучаемые вынуждены механически выучивать все по написанному, а на занятиях механически воспроизводить по памяти.

Как уже указывалось, гораздо лучше, если курсант в своей тетради на занятиях (или после них) изображает устройство того или иного узла посредством принципиальной или структурной схемы, указывая наименование лишь основных деталей. Иногда даже немой чертеж или рисунок может больше сказать об изученном объекте, чем длинное его описание. Пренебрегая этим, обучаемые заведомо усложняют весь процесс усвоения программного материала.

В практике нередки случаи, когда курсанты, глубоко не усвоив назначение, место изучаемого устройства и его общую принципиальную схему, стремятся как можно скорее разобраться, если так можно выразиться, в тонкостях отдельных его деталей. Такой подход также не способствует быстрому формированию твердых навыков по овладению техникой радиосвязи.

Надо всегда помнить, что техническое мышление, а в равной степени и быстрота овладения техникой радиосвязи, всецело опираются на технический кругозор обучаемого, его умение решать практические задачи с помощью конструктивных, монтажных и прочих чертежей и схем.

Вот почему плохо обстоит дело с приобретением необходимых умений и навыков работы с техникой радиосвязи у тех курсантов, которые до службы в армии не соприкасались с аппаратурой. В связи с этим их первоначальное обучение технике радиосвязи должно быть строго дифференцированно по принципу: практика больше нужна тому, кто не имел ее раньше.

Обучаемым следует самим изыскивать возможности работы с техникой радиосвязи. К сожалению, на практических занятиях еще случается наблюдать, что отдельные курсанты пассивно относятся к выполнению учебных заданий, особенно при групповом методе работ. Естественно, при таком подходе к выполнению заданий у обучаемых далеко не в равной мере происходит формирование понятий и приобретение навыков по изучаемым объектам. Здесь необходимо самим курсантам внести в работу определенную ясность, чтобы каждый на своем участке выполнял задание самостоятельно. Это поможет глубже разобраться в существе изучаемых явлений и процессов.

 

 

 

2.1. Методика подготовки к отдельным видам занятий.

 

2.1.1. Подготовка к семинарским занятиям.

 

Назначение семинара состоит в том, чтобы закрепить и углубить основные положения теории, изложенные на лекциях и в учебниках, обсудить возможные варианты использования этих положений для решения практических задач, развить на этой базе самостоятельность мышления курсантов. Если лекции, следуя одна за другой, образуют законченный комплекс информации в объеме целой системы (несколько лекций), то предметом обсуждения на семинаре чаще всего бывает три-четыре вопроса с объемом, рассчитанном на два-четыре часа. Семинары проводятся по основным наиболее сложным вопросам. Подготовку к семинарам можно проводить в такой последовательности: вначале надо уяснить тему, цель занятий и вопросы, поставленные в плане семинара. На основе этого следует определить для себя задачи, наметить порядок работы, предусмотреть, какие и когда потребуется изучить источники по каждому вопросу семинара, когда и в какой форме составить конспект, какие расчеты провести, какие вопросы подготовить для обоснования и т.д., проверить степень усвоения главных вопросов семинара.

Обязательным условием любого семинара является критический анализ выступлений и творческая дискуссия. Особо следует подчеркнуть необходимость делать на семинарах дополнительные записи в конспект. Во время семинара темп поступления новой (или корректирующей) информации гораздо ниже, чем на лекции и для конспектирования ее есть все возможности.

Семинарам предшествуют выдача заданий на их проведения. Ознакомившись с заданием семинара следует установить, возможно ли ответить на все вопросы, располагая данными конспекта и записями лекции. Если встретятся непонятные вопросы, то их надо выяснить на консультациях у преподавателя, а также прочитать дополнительную литературу и т.д. Затем продумать ответ на каждый вопрос задания семинара и составить план выступления. При этом можно и нужно использовать конспект, в котором весь материал разбит на смысловые куски, а каждый кусок озаглавлен легко запоминающимися словами (опорными пунктами).

И, наконец, необходимо вслух проговорить (или записать на магнитофоне) свое выступление. Согласно современной теории, пропуск внешнеречевого этапа затрудняет перевод действия в умственную форму. Как показывает опыт, в этот период заниматься лучше коллективно. Целесообразность такой формы занятия подчеркивала Н.К. Крупская: «…очень важно излагать друг другу прочитанный материал. Это приучает говорить о важных, серьезных вопросах, проверять себя, насколько усвоено прочитанное. Бывает так: читаешь —  как будто все понял, а начинаешь излагать – видишь, некоторые места недостаточно ясны. Работа вдвоем очень много дает».

Обсуждение вопросов, вынесенных на семинар, может проходить на добровольных началах или по вызову преподавателя. На выступление предоставляется время порядка 8-12 минут.

Завершается семинар подведением итогов, оценкой выступления и рекомендациями преподавателя по совершенствованию методов самостоятельной работы курсантов.

Методика работы над рефератом.

 

Разработка рефератов преследует цель углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания обучаемых, а также привить им навыки самостоятельной обработки, обобщения и краткого, систематизированного изложения материала. Тематика рефератов разрабатывается на кафедре. Иногда может быть выдвинута и инициативная тема, но и она утверждается начальником кафедры.

Первый этап работы над рефератом – уяснение содержания темы и целевых установок. На основе этого можно наметить главные вопросы, подлежащие рассмотрению, и их краткое содержание. Обычно курсанты испытывают некоторые затруднения в выполнении этой части работ. И это понятно. Ведь для многих реферат, в известной степени, является первой самостоятельной работой. Большую помощь в раскрытии сущности и определении главных вопросов темы оказывают преподаватели.

Второй этап —  составление календарного плана. План необходим для того, чтобы правильно организовать работу и придать ей более целеустремленный характер. Кроме того, он дисциплинирует курсантов, заставляет их работать в определенном ритме. Обычно календарный план предусматривает: сроки подбора и изучения литературы, составление плана реферата, написание каждого раздела темы, редактирование, оформление, изготовление схем, представление реферата руководителю, доработка реферата в целях устранения отмеченных недостатков и окончательное оформление.

Третий этап – включает в себя подбор соответствующей литературы. В этом деле целесообразно пользоваться каталогами библиотек или библиографическими указателями.

При подборе литературы следует придерживаться определенной последовательности: вначале просмотреть новейшие источники, затем более ранние издания. На подобранную литературу составляется заявка.

Четвертый этап – просмотр литературы. Он необходим для накапливания знаний, осмысливания темы в интересах правильного составления плана реферата.

Пятый этап – составление плана реферата. План нужен для того, чтобы работа шла целеустремленно, а не на ощупь, чтобы заранее было известно, что именно и в каком порядке писать. Кроме наименования темы он обычно включает перечень и последовательность вопросов (разделов), их краткое содержание.

Важным – шестым этапом является изучение литературы и выполнение нужных черновых записей.

Седьмой этап – запись прочитанного. Он необходим для продуктивного использования проработанного материала при написании реферата. Некоторые обучаемые пытаются все записывать уже при первом чтении. Но такой способ, несмотря на кажущуюся быстроту, нельзя признать рациональным. Он приводит к тому, что заметки не будут отражать главного. В этом случае трудно добиться критического анализа материала и избежать дублирования. Поэтому предпочтительнее делать выписки при повторном чтении, по окончании изучения раздела, главы или части книги (статьи), после ее продумывания.

Существует несколько способов записи: аннотация, план, выписка цитат, тезисы, конспект.

Прежде чем приступить к конспектированию, необходимо подготовить тетрадь. Для этого лучше отвести определенное число листов для каждого вопроса плана реферата и озаглавить эти разделы. Запись ведется на одной стороне тетради, а другая оставляется для вставок при последующей проработке источников. Причем, сторону для записей целесообразно разделить на две части: одну для записей положений автора, а другую (меньшую) для изложения собственных мыслей.

Различают три типа конспектов:  систематический, свободный и тематический.

Систематическим называется такой конспект, в котором фактический материал излагается в последовательности книги.

В свободном конспекте запись делается в наиболее удобной форме для курсанта. Хорошо составить его можно только тогда, когда обучаемый глубоко изучит содержание книги и перестроит материал соответственно своему плану.

Тематический конспект тот, в котором обобщена информация из нескольких источников. Чаще всего курсанты при написании реферата отдают предпочтение свободному конспекту, по которому легче выполнить задание.

Что же записывается в тетрадь? Это зависит от цели чтения и важности источника. Но, как правило лучше всего выписывать своими словами главные мысли автора, обоснования основных утверждений, отдельные аргументы. Особенно внимательно нужно относиться к выводам.

В процессе работы над рефератом курсанту придется довольно часто выбирать и группировать различные цифровые данные. Эти сведения записываются в виде таблиц, диаграмм, схем и т.п. В последующем, когда обучаемый будет обосновывать свои тезисы, они очень пригодятся.

Следует тщательно обрабатывать источники, с тем, чтобы при литературном изложении реферата не пришлось вновь к ним возвращаться. Поэтому наряду с основными положениями книги в конспекте должны быть и критический анализ, выводы и обобщения, к которым курсант приходит при изучении данного произведения.

После того, как работа с источниками завершена, необходимо проанализировать и систематизировать весь материал. Потребуется глубоко и вдумчиво прочитать все, что записано, продумать, как расположить материал, что главное, а что второстепенное, уточнить план реферата.

Письменное оформление реферата – завершающий этап работы. Многие считают его чисто техническим процессом. Наоборот, он глубоко творческий, т.к. записи сделаны в виде набросков, фрагментов, не имеющих логической связи, стройности. Перед курсантом стоит задача: из этого еще сырого материала сделать обобщения, которые отвечают требованиям, предъявляемым к рефератам. Подобная задача решается в ходе литературного оформления реферата. Возможно, на этом этапе потребуется уточнить некоторые положения и дополнить их новыми данными.

Арсенал приемов работы над рефератом велик. Для курсантов, начинающих приобщаться к творческой деятельности, наиболее приемлемы следующие.

 

Первый прием. Прежде чем писать, подберите нужный материал и разложите его по разделам (вопросам) реферата, соответствующим образом упорядочьте литературу. Затем внимательно прочитайте все, что выписано в тетрадь, при составлении плана реферата мысленно воспроизведите главное. Попробуйте ясно представить, в какой последовательности вы будете излагать свои мысли.

Очень важно разработать подробный план каждого раздела. Только после такой подготовки вы можете начать писать черновой вариант.

Большое значение имеет умение редактировать текст, отшлифовывая каждое предложение. Затем законченный раздел вы можете показать преподавателю, посоветоваться с ним.

Полезно, записать отработанную часть на магнитофон, внимательно прослушать ее. Это позволяет выявить многие недостатки. Критически подходя к тексту, вы замечаете стилистические ошибки, учитываете, где нужно углубить мысль, а где убрать слова, загромождающие текст и т.д.

 

Второй прием.  Сначала вы записываете тезисы всего раздела или в целом реферата, излагая основные мысли. Вы действуете как художник, набрасывающий главные штрихи будущей картины. По мере изучения материала ваши знания расширяются, углубляются и ваш первоначальный набросок приобретает черты реферата.

Подобный прием выгодно отличается тем, что автор имеет возможность увидеть свою будущую работу как бы в сжатой форме, правильно определить ее направление, уточнить объем, заметить недостатки в композиции.

Качество реферата в значительной степени зависит от его композиции. Композиция в буквальном переводе означает сочинение, составление, соединение. В нашем понимании – это взаимосвязь составных частей произведения, последовательность расположения мыслей автора в каждом разделе, подразделе и даже абзаце.

Рассмотрим возможную композицию реферата. Обычно он состоит из трех частей. Первая часть – вводная. В ней, как правило, излагается теоретическое и практическое значение темы.

Вторая часть (главная) – изложение существа работы. Она состоит их нескольких разделов, тематически тесно связанных между собой. Переход от одного раздела к другому логически обоснован. В конце раздела краткие, но четкие выводы. Третья часть – заключение и выводы.

Материал реферата излагается по заранее продуманному плану. Нередко бывает, что содержание реферата раскрывает тему не полностью или выходит за ее рамки. Обычно это происходит тогда, когда курсант, забывая о плане реферата, старается изложить в своей работе все собранные им материалы.

Важное значение имеет деление реферата на составные части. Чем яснее план и чем на более мелкие части он разделен, тем стройнее и доступнее он для читателя.

Вопрос об удачном делении реферата на разделы, параграфы и другие составные элементы хотя и важен, но не является определяющим. Самое главное и сложное в работе обучаемого над композицией – разумное построение каждой главы, раздела или параграфа, удачное построение повествования, описания, рассуждения.

К повествовательной форме изложения курсанты обычно прибегают в том случае, если им приходится сообщать о последовательных событиях. При этом необходимо придерживаться такого порядка расположения материала, чтобы события располагались в хронологической последовательности, обучаемые должны стремиться выделить узловые моменты, отразить их сущность, не допуская насыщения текста второстепенными деталями, посторонними фактами.

Сущность описательных текстов заключается в том, что предмет (явление) изображается посредством перечисления его признаков. Причем новые сведения сообщаются на базе тех, которые известны из предыдущих разделов. В подобных текстах важно дать научное и точное определение описываемому предмету (явлению). Нередко курсанты пренебрегают этими положениями и допускают ошибки, неточности. А иногда встречаются такие сложные и запутанные определения, которые не только не объясняют читателю суть понятия, но и еще больше запутывают его понимание.

Поэтому в ходе работы обучаемый должен контролировать себя, придерживаясь при этом следующего порядка: выделить элементы описания, проследить их очередность, установить, что лишнее в описании, что загромождает его. Проанализировав определения, можно установить, достигнута ли четкость в суждениях. Самоанализ описательного текста позволит значительно улучшить рукопись.

На практике и повествование, и описание не обходится без рассуждений, которые бывают дедуктивными и индуктивными.

При дедуктивном способе рассуждения вначале излагается общее теоретическое положение, а затем следуют примеры, его подтверждающие. Если автор пользуется только этим, более легким способом, то как показывает практика, это приведет к схематизму в изложении материала. Поэтому лучше применять и индуктивный способ.

Какой бы способ не использовался, каждый из них должен доказать правильность утверждений убедительной аргументацией.

Однако нельзя особенно увлекаться доказательством. В тексте нередко встречаются доказательства и разъяснения, которые и без того очевидны. Бывают случаи, когда курсанты загромождают материал ненужными деталями, второстепенными фактами. Надо стремиться отобрать только главные, существенные события, показать их взаимосвязь. О хорошо знакомых фактах можно не распространяться, а лишь сослаться на них. Зато данные из личного опыта, войсковых учений, которые еще не опубликованы или недостаточно известны, следует описать подробнее.

При доработке реферата курсанты должны обращать внимание не только на то, удачно ли то или иное повествование, описание, рассуждение, но и на логические переходы, скажем, от повествования к рассуждению или описанию.

Логическое единство и последовательность предполагают расположение материала по абзацам. Абзац – часть текста, представляющее в какой-то степени законченное целое.

Практика показывает, что курсанты не всегда учитывают указанные требования. Нарушение смысловых отношений может произойти в тех случаях, если изложение хаотично, нет последовательного развития мысли, наконец, если обучаемый перескакивает с одного предмета на другой, выдвигает основное положение, но не развив его, переходит к следующей мысли, а затем снова доказывает предыдущее. Если человек затрудняется выразить свою мысль, ему надо продумать ее еще раз с самого начала, прибегая к помощи схемы, рисунка. Для проверки правильности подбора слов полезно заглядывать в словари.

 

 

 

2.1.2. Подготовка к лабораторным занятиям.

 

Лабораторные занятия имеют цель углубить и закрепить полученные знания, обучить курсантов методам экспериментальных и научных исследований, привить навыки научного анализа и обобщения полученных результатов, навыки работы с лабораторным оборудованием. Аппаратурой, контрольно-измерительными приборами и вычислительной техникой.

В ВВУЗе для самостоятельной подготовки к лабораторным занятиям существуют различного рода практикумы. В них даются описания установок и оборудования, применяемого на занятиях, последовательность отработки и методика проведения опытов, некоторые справочные данные и другие материалы.

Первый этап подготовки к лабораторным занятиям всегда должен начинаться и изучения теории.

В задании к лабораторным занятиям или в практикуме нередко дается указание самостоятельно вычертить схему экспериментальной установки. К этому следует отнестись с особой тщательностью. От точного воспроизведения схемы и изучения установки по практикуму во многом зависит и процесс овладения навыками при работе с ней.

В ВВУЗе заведено правило: накануне занятий знакомить курсантов с оборудованием и его работой непосредственно в лаборатории. Это в значительной мере способствует эффективности самих занятий, более осознанному подходу к изучаемым процессам и явлениям, дисциплинирует обучаемых. Рекомендациями кафедр в этом направлении необходимо строго руководствоваться.

Записи своих наблюдений, экспериментов и расчетов, производимых на лабораторных занятиях, обучаемые должны вносить в соответствующие таблицы отчетных журналов. Если они не предусмотрены. То накануне занятий рекомендуется дополнительно разработать нужные формы таблиц, подклеить их к отчетному журналу или заданию, а также внести в них некоторые исходные данные.

При подготовке к занятиям особое внимание должно обращаться на вычерчивание графиков. В отличие от данных заполнений таблицы по графику отчетливее прослеживается закономерность протекания исследуемого явления или процесса.

Перед началом лабораторных занятий обучаемые обычно сдают коллоквиум, в ходе которого проверяется их готовность к выполнению работы. Курсанты, не сдавшие коллоквиум, к занятиям не допускаются. Обучаемые должны помнить, что в любых лабораторных занятиях можно выделить три основные этапа: воспроизведение явления, измерение характерных показателей его протекания, анализ и обобщение полученных результатов. На каждом из них требуется внимательное отношение обучаемых к выполняемой работе.

Таким образом, в результате подготовки к лабораторному занятию курсанты должны четко знать теоретический материал по теме работы, ясно представлять физические процессы изучаемых явлений, принцип работы исследуемых устройств, количественные соотношения, характеризующие устройства, методику проведения исследования, ожидаемые результаты и порядок их обработки.

Обычно лабораторные работы проводятся бригадами. При сложных исследованиях такой метод крайне необходим, так как требуется участие курсантов в наблюдениях и расчетах по многим направлениям.

Важно, чтобы каждый обучаемый на своем участке приложил максимум усилий для достижения поставленной цели и выполнял работы сознательно. Расстановка курсантов по рабочим местам также должна проводиться накануне.

Письменный отчет о выполненной работе является непременным условием каждого занятия. При хорошей подготовке и сознательном проведении исследования составление отчета – несложная работа. Отчет не должен быть только констатацией фактов, простым протоколом наблюдений. В нем дается анализ проведенной работы, указывается, какие закономерности она подтвердила и выявила. С какой точностью и достоверностью получены экспериментальные данные и что послужило причиной отклонения их от теоретических соотношений или средних расчетных величин.

Выводы делаются как по отдельным пунктам работы, так и по всей работе в целом. Оформление отчета, как правило, проводится в процессе работы, а затем он сдается преподавателю.

Качественное выполнение любой лабораторной работы всецело зависит от того, насколько сознательна и плодотворна была подготовка к ней накануне.

 

2.1.3. Подготовка к практическим занятиям.

 

Практические занятия проводятся с целью освоения вооружения и военной техники, овладения методами их применения, эксплуатации и ремонта, выработки навыков в решении задач, выполнении чертежей, производстве расчетов, ведении карт, разработке и оформлении боевых и служебных документов, отработки приемов и нормативов, определенных уставами, наставлениями и руководствами, практического овладения иностранными языками. Практические занятия могут проводиться методом тренировок. Главным их содержанием является практическая работа каждого курсанта.

В филиале на практических занятиях курсанты изучают военную технику связи, порядок ее обслуживания, приобретают определенные навыки и умения в ее эксплуатации на базе знаний, полученных на лекциях, групповых занятиях и упражнениях.

Для проведения практических занятий учебная группа, как правило, делится на команды. В ходе таких занятий курсанты в основном работают самостоятельно, порой изолированно от товарищей, в закрытой машине, на некотором удалении от других рабочих мест. Таким образом, процесс обучения, познания полностью рассчитан на самостоятельную деятельность курсантов. В ходе практических занятий, каждый курсант должен стремиться к тому, чтобы лично полностью отработать вопросы, предусмотренные планом занятия, научиться четко представлять соответствие элементов чисти и принципиальной схемы, обрести умение прослеживать развитие и течение физических процессов по схемам и приборам аппаратуры.

На основе имеющихся знаний требуется научить строить логические рассуждения о зависимости процессов в аппаратуре от положения и изменения органов настройки, т.е. при отработке учебных задач курсант должен перед собой ставить вопрос о том, как изменятся параметры схемы и какие возникнут процессы в аппаратуре, если изменить положение органа настройки в определенном направлении и на определенную величину. И наоборот: положение какого органа настройки, в каком направлении и на какую величину надо изменить, чтобы добиться желаемых показателей работы аппаратуры. Одна из сложных и важных задач – это сопряжение различных средств военной связи. Поэтому на практических занятиях такие задачи должны отрабатываться безукоризненно.

При этом решается весь комплекс задач, связанных с сопряжением: проверка исправности аппаратуры связи и включение ее в линию, настройка линейных трактов, регулировка каналов, измерение характеристик линий, цепей, каналов и трактов, выполнение транзитных соединений.

Из всего вышеуказанного ясно, что к практическим занятиям необходимо готовиться с особой тщательностью.

В процессе самостоятельной подготовки требуется не только повторить весь основополагающий материал, но и продумать с помощью структурных и принципиальных схем варианты работы аппаратуры в различных режимах, роль органов настройки и регулировки, методику измерений и оценок, способы введения в норму параметров аппаратуры. Целесообразно потренироваться в часы самостоятельной подготовки в выполнении отдельных приемов работы на аппаратуре. На занятиях и во время самостоятельной подготовки курсантам необходимо соблюдать требования техники безопасности, дисциплину, правили СЭС, а также требования руководящих документов по безопасности связи.

 

 

 

2.2. Методика подготовки к промежуточной аттестации.

 

Знания, приобретенные курсантами на лекциях, семинарах, групповых занятиях, лабораторных и практических занятиях, а также путем самостоятельного изучения учебного материала, нуждаются в окончательном оформлении, т.е. в более четкой их систематизации. При подготовке к зачетам и экзаменам за семестр обучаемые обобщают полученные знания и глубоко осмысливают методологию предмета, его систему, выделяют в нем основное, воспроизводят общую картину с тем,  чтобы яснее понять связь между отдельными элементами дисциплины. Эта обобщающая работа проходит в условиях напряжения воли и сознания, приходится несколько отвлечься от всего того, что свойственно повседневной жизни. Экзамен является не проверкой памяти человека, а проверкой уровня усвоения знаний, умения применять их в дальнейшем на практике.

Экзамены в военной школе носят учебно-воспитательный характер и являются неотъемлемой частью учебного процесса, его логическим завершением. Подготовка к ним содействует обобщению и закреплению знаний, приведение их в стройную систему, а также устранению возникших в процессе занятий пробелов.

Обычно экзаменам предшествует сдача зачетов. К экзаменам допускаются только те курсанты, которые сдали все зачеты.

а) подготовка к зачетам

Непосредственную подготовку к зачету по тому или иному курсу следует начинать за три-четыре дня до его сдачи. В основном она сводится к повторению материалов лекций и групповых занятий. Для контроля целесообразно по каждому разделу составить хотя бы примерный план ответа. Перед началом подготовки к зачету курсант должен распределить время так, чтобы он мог весь материал повторить дважды. Первое повторение должно быть более основательным, на него, как правило, затрачивается 60-80 процентов всего отведенного времени. Второе повторение как бы контрольное. Конспектом или другой литературой здесь следует пользоваться только для проверки сформулированного ответа.

Залогом успеха при подготовке к зачету, в первую очередь, является систематическая работа курсанта над учебным материалом в течение всего семестра.

б) подготовка к экзаменам

При подготовке к экзаменам обучаемому прежде всего необходимо обратиться к программе, установить для себя объем информации и на таком уровне он должен быть готов к ответу на экзамене по каждому разделу предмета, т.е. ясно представить, что является главным в учебном материале, а что второстепенным. При проработке учебного материала рекомендуется сосредоточить внимание на основных, наиболее сложных разделах. Более углубленное их изучение можно осуществить по учебнику. После каждого раздела важно делать небольшую паузу для восстановления по памяти его краткого содержания, лучше всего с карандашом в руках – тогда логическая последовательность содержания прочитанного легче акцентируется.

При работе с учебным материалом необходимо чаще ставить перед собой вопросы: как? почему? зачем? когда?

Известно, что такие вопросы заставляют курсанта глубже вникать в существо рассматриваемых процессов и явлений и добиться такого положения, чтобы число белых пятен в изучаемом материале было минимальным. Плохим методом подготовки является полумеханическое заучивание, так как запоминание здесь носит поверхностный характер.

Некоторые курсанты предпочитают готовиться к экзамену  группой. Такой способ нерационален, так как обучаемые находятся в неодинаковом условии. У читающего, например, работают и зрительный, и слуховой анализаторы, а у других только слуховой. А главное, слушающие не проявляют активности, не перерабатывают учебный материал собственной мыслью. Поэтому в начале целесообразно каждому разобраться самостоятельно во всех вопросах. К групповому методу следует прибегать на первом этапе, эпизодически, только для разбора непонятных схем, формул, решения трудных задач и т.п.

Окончательную подготовку к экзаменам рекомендуется осуществлять по одной книге или хорошо составленному конспекту.

За день-два до экзамена возможен и группой способ повторения материала. Это лучше проводить небольшой группой (два – три человека). Ответы на вопросы поочередно дает каждый из ее участников. Математические выкладки, доказательства с применением формул, графиков, схем и т.п. полезнее всего выполнять на классной доске.

Существенную помощь при подготовке курсантов к экзаменам оказывают предэкзаменационные  консультации, где обучаемые получают ответы на вопросы, которые возникли у них в процессе подготовки к экзамену.  Необходимо помнить, что консультации не могут возместить знания, не усвоенные в течение семестра. Если курсант придет на консультацию, не проработав всего материала, пользы от нее не будет.

Получив билет на экзамене, необходимо четко уяснить вопрос и тщательно продумать ответ, составить краткие тезисы своего ответа или план ответа. Отвечать нужно спокойно, продуманно, не торопясь, делая выводы по каждому поставленному вопросу. На дополнительные вопросы отвечать сжато, не проявляя излишней поспешности, предварительно четко уяснив существо вопроса.

На экзамене старайтесь владеть собой и учитесь точно и кратко формулировать свои мысли, поясняя их примерами, доказательствами, сравнениями.

в) к выпускной квалификационной работе.

Итоговая государственная аттестация выпускников, завершающих обучение по программе подготовки офицеров с высшим военно-специальным образованием обязательно включает защиту выпускной квалификационной работы (ВКР). В своей работе над ВКР необходимо пользоваться следующими документами:

—         Положения об итоговой государственной аттестации выпускников военно-учебных заведений Министерства Обороны Российской Федерации (приказ МО РФ № 34 1995г.);

—         Руководство по организации работы высшего военно-учебного заведения МО РФ (приказ МО РФ № 80 2003г.).

ВКР в филиале выполняется в форме дипломной работы или дипломного проекта.

Дипломная работа (проект) выполняется на заключительном этапе обучения и имеет целью, систематизировать,  закрепить и расширить теоретические знания и практические навыки курсантов в решении сложных  комплексных задач  с элементами исследований, а также определить уровень их подготовленности к выполнению функциональных обязанностей в соответствии с полученной специальностью.

Дипломная работа — представляет собой теоретическое и экспериментальное исследование одной из актуальных проблем по специальности и может выполняться курсантами всех специальностей по военным, военно-специальным и военно-техническим темам. Результаты работы оформляются в виде текстуальной части с приложением графиков, таблиц, чертежей, карт и схем.

Дипломный проект - это теоретическое решение курсантами определенной  инженерной  проблемы с проведением проектно-конструкторских расчетов и разработок, теоретических и экспериментальных исследований. Он состоит из пояснительной записки, расчетно-географических материалов и чертежей.

Основными задачами выпускной квалификационной работы являются:

—         обучение курсантов самостоятельности в использовании всего объема знаний, полученных во время обучения в филиала, для решения военно-прикладных, военно-технических и научно-исследовательских задач;

—         развитие инициативы и творческих способностей курсантов при проведении исследований по выбранной теме.

Весь процесс подготовки, организации и выполнения выпускных квалификационных работ определяется приказом начальника филиала (ф.1), издаваемый до разработки кафедрами тем, и определяющими задачи отделов, кафедр и факультета по проведению всего комплекса мероприятий, связанных с написанием дипломных работ ( проектов ).

 

Выбор и закрепление тем за выпускниками, назначение

руководителей

Кафедры, по которым выполняются выпускные квалификационные работы, разрабатывают перечень тем дипломных работ (проектов) (ф.2) и представляют их в учебный отдел ежегодно к 1 июля. К этому же времени представляются и списки курсантов, работающих по заказанной тематике (ф.3).

На основании этих материалов производится анализ тем, их обобщение и утверждение начальником филиала (ф.5).Количество тем не должно превышать на 15% количество планируемых на кафедре дипломников.

Темы дипломных работ ( проектов) выбираются курсантами самостоятельно не позднее первого месяца года обучения. Курсантам предоставляется право выбора темы вплоть до предложения своей тематики с обоснованием целесообразности ее разработки с учетом предстоящей служебной деятельности или конкретную тему дипломной работы (проекта), право  окончательного выбора дипломника принадлежит кафедре.

По сложным трудоемким проблемам могут разрабатываться комплексные дипломные проекты, которые выполняются несколькими выпускниками одной или нескольких специальностей.

Для руководства выполнением выпускных квалификационных работ каждому курсанту назначается руководитель дипломной работы (проекта) из числа преподавателей, научных работников и руководящего состава филиала, при этом за одним руководителем закрепляется не более 5 курсантов.

Предложения по закреплению тем дипломных работ (проектов) за курсантами и назначению руководителей (ф.6) представляются кафедрами в учебный отдел ежегодно к 1 октября.

Назначение руководителей выпускных квалификационных работ производиться приказом начальника филиала  (ф.7) не позднее, чем за 3 месяца до начала разработки дипломных работ  (проектов).

На выполнение дипломных работ (проектов) отводится 12 недель.

 

Разработка и выдача заданий на выполнение выпускных

квалификационных работ

Задания на разработку дипломных работ (проектов) (ф.8) выдаются курсантам не позднее, чем за 3 месяца до начала их выполнения.

Задания разрабатываются руководителями дипломных работ (проектов) и утверждается начальником кафедры.

Разработке заданий должны предшествовать беседы руководителей с курсантами, выполняющими дипломные работы (проекты). Эти беседы имеют цель определить основное направление работы (проекта) и методику решения главных задач проектирования.

При составлении задания руководитель должен учитывать уровень подготовки, успеваемость. Индивидуальные способности и наклонности курсанта, возможности кафедры и филиала, а также четко представлять, что обязан выполнить курсант, решая вопросы, указанные в задании.

В задании указываются:

—         воинское звание, фамилия, имя и отчество курсанта;

—         наименование темы дипломной работы (проекта). Если тема заказная, то дополнительно указывается: заказчик, входящий номер, дата регистрации документа о заказе темы;

—         номер и дата приказа начальника  филиала о закреплении темы;

—         целевая установка, в которой определяется, что должно быть разработано;

—         содержание дипломной работы ( проекта ),  подлежащие разработке, вопросы при выполнении задания;

—          исходные данные, необходимые для выполнения целевой установки;

—  что представить к защите (указываются обязательные материалы и какие документы дополнительно к основным необходимо разработать для обоснования принятых решений);

—         основная литература;

—         сроки представления дипломной работы (проекта) на проверку руководителю, начальнику кафедры, а также на рецензирование;

—         дата выдачи задания руководителем;

—         дата получения задания курсантом.

 

 Руководство выполнением выпускных квалификационных работ

В ходе уяснения темы и задания курсантом разрабатывается план-проспект (развернутый план) дипломной работы (проекта). Он включает в себя перечень разделов и подразделов, логически связанных друг с другом и охватывающих всю тему. Разделы определяют объем, а подразделы – глубину проработки темы.

План-проспект разрабатывается в период подготовки к выполнению выпускной квалификационной работы и утверждается  руководителем дипломной работы (проекта).

На основании плана-проспекта составляется календарный план (ф.9) выполнения дипломной работы (проекта), в котором определяются сроки:

— подбора литературы, ее изучения и анализа;

— разработки основных разделов темы дипломной работы (проекта);

— подбора топокарт, их  склейки;

— разработки документов, определенных заданием;

—         предоставления отдельных разделов и дипломной работы (проекта), а также демонстрационных материалов в соответствии с замечаниями руководителя;

—         разработки доклада и подготовки к предварительной защите;

—         предварительной защиты на кафедре и устранения отмеченных недостатков;

—         представления дипломной работы (проекта) утверждается начальником кафедры. В дальнейшем календарный план может уточняться и корректироваться.

 

Контроль за ходом выполнения выпускных квалификационных работ

Перед началом написания выпускных квалификационных работ начальники кафедр проводят с курсантами инструкторско-методическое занятие, на котором знакомят их с целями и задачами выполняемых работ (проектов) , порядком работы и требованиям по оформлению работ ( проектов) , доводят до курсантов план размещения в учебных аудиториях на период разработки выпускных квалификационных работ (ф.10) и расписание консультаций руководителей (ф.11).

Руководитель  осуществляет контроль за ходом разработки дипломной работы (проекта) в часы, отведенные в расписании консультаций и в сроки, определенные календарным планом. Он обязан немедленно докладывать начальнику кафедры и сообщать начальнику факультета (курса) о пропуске курсантом консультаций, а также о невыполнении им календарного плана.

Систематический контроль за ходом выполнения ВКР курсантами осуществляют командиры подразделений,  которые организуют и обеспечивают их самостоятельную работу, посещение консультаций и своевременное выполнение календарного плана.

Кафедрами, факультетом результаты контроля хода выполнения курсантами ВКР отражаются в таблице (ф.12) и регулярно докладываются в учебный отдел.

 

 

Подготовка к защите и защита выпускной квалификационной

 работы

а) отзыв руководителя

Выполненную работу выпускник обязан представить руководителю в срок, указанный в задании, но не позднее чем за две недели до защиты. После проверки текстуальной части (пояснительной записки), чертежей и расчетно-графических материалов руководитель составляет письменный отзыв (ф.13), который пишется в произвольной форме.

б) оформление ВКР

Оформление дипломной работы (проекта) производится самостоятельно каждым дипломником в соответствии с требованиями единой системы конструкторской и технологической документации (ЕСКД и ЕСТД)

Общий объем текстуальной части для  дипломной работы и пояснительной записки для дипломного проекта должен быть 80-100  страниц рукописного текста. Текстовый материал пишется чернилами (пастой) черного цвета на листах бумаги формата А4 (210*297). Допускается текст печатать на пишущей машинке.

Текстуальная часть с приложениями и пояснительная записка включают в себя:

—   титульный лист (специальный бланк (ф.18),выдаваемый кафедрой);

—   задание, содержащее все требования, параметры и характеристики, выданные руководителем и утвержденные кафедрой (на специальном бланке, выдаваемом кафедрой);

—   содержание с точным указанием начальных страниц разделов, подразделов, и при необходимости, пунктов и подпунктов.

В соответствии с ГОСТ 2.104-68 листы бумаги для текстовых документов оформляются внутренней рамкой с основной надписью на заглавном и последующих листах.

В учебных заведениях допускается их оформление без рамки и основной надписи. Страницы текста нумеруют, простановкой цифр сверху по середине.

—   введение, где отображаются требования Президента и Министра обороны РФ по укреплению обороноспособности Российского государства, повышению боевой готовности ВС РФ и оснащению их современной боевой техникой и вооружением. Кратко отражается состояние техники связи в той области, которой посвящены дипломная работа (проект). Объём введения не должен превышать 3-5 страниц.

—   основная часть (разделы и подразделы текста) должны содержать анализ современного состояния вопроса, целевую направленность и ожидаемую практическую значимость проведения исследования в рассматриваемой   предметной области, анализ существующего научно-методического аппарата, сущность и актуальность общей научной задачи (проблемы) исследования. Описание машинного или натурного эксперимента.

В тексте разделы обозначаются цифрами 1,2,3,…., подразделы, отражающие конкретные вопросы разделов, обозначаются цифрами 1.1, 1.2 1.3,…, пункты и подпункты  обозначаются соответственно 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3,…1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3 и т.д.;

—   заключение, в котором даётся обобщенная оценка задач дипломной работы (проекта), объема выполненных работ, основных результатов проведенных исследований, соответствие выполненной работы заданию на дипломную работу (проект), направлений дальнейшего совершенствования темы;

—   список использованной литературы. Он составляется на основе общих требований, предъявляемых к описанию различных видов документов в соответствии с ГОСТ 7.1-84 “Библиографическое описание документа”, а также с правилами оформления списка литературы и ссылок к реферату, научной статье, диссертации.

—   приложение (чертежи, схемы, графики и др.). Все графические материалы оформляются в строгом соответствии с требованиями ЕСКД и ЕСТД, других ГОСТов и соответствующих руководств (наставлений).

Чертежи выполняются на листах формата, определяемого ГОСТом 2.301-68, в карандаше или туши с применением стандартных линий, масштабов изображения. Схемы выполняются на листах того же формата, что и чертежи. Они разрабатываются без соблюдения масштаба.

Форма таблиц, размещение заголовков к ним должны удовлетворять ГОСТ 2.105-95. Графики и схемы в текстовом материале выполняются тушью или карандашом на кальке, миллиметровой или белой бумаге с соблюдением требований ГОСТов на условные обозначения и размещения. Рисунки и схемы нумеруются арабскими цифрами в общей последовательности (например, рис.1). Допускается в текстуальной части и пояснительной записки использование фотографий.

Нумерация формул должна быть общей. На формулы, заимствованные из литературных источников, в тексте дается ссылка с указанием порядкового номера по перечню литературы. Значения и раскрытия символов в формулах , и коэффициенты приводятся сразу же под формулой.

Сокращение слов в тексте допускается только в пределах, предусмотренных ГОСТ 2.316-68, наставлениями (руководствами).

Брошюровка текстуальной части и пояснительной записки производится в следующей последовательности:

1.     титульный лист,

2.     задание на дипломную работу (проект),

3.     содержание,

4.     листы текста, иллюстрации,

5.     приложение,

6.     термины и определения, введенные дипломником (не стандартные и не общетехнические),

7.     сокращение слов и наименований (не стандартные),

8.     условные обозначения (не стандартные, введенные разработчиком),

9.     список литературы,

10. отзыв руководителя,

11. рецензия,

Примечание: перечень терминов, сокращений, условных обозначений является не обязательным.

 Предварительная защита (заслушивание) на кафедре

   Для проверки подготовленности и оказания помощи дипломникам на заключительном этапе их работы на кафедрах проводится предварительная защита (заслушивание). Цель предварительной защиты — добиться четкого изложения основного содержания дипломной работы (проекта), проверить правильность распределения времени на изложение отдельных разделов доклада, научить курсантов правильно пользоваться демонстрационными материалами. То есть – определить степень готовности курсанта к защите перед Государственной аттестационной комиссией и подготовить материал начальнику кафедры для принятия решения о допуске курсанта к защите.

Предварительная защита (заслушивание) проводится под руководством начальника кафедры, председателей предметно – методических комиссий или старших преподавателей. На заслушивание приглашаются дипломники кафедры и руководители дипломных работ (проектов). После заслушивания проводится разбор, на котором рассматриваются недостатки и даются рекомендации дипломникам.

Завершенная дипломная работа (проект) с письменным отзывом руководителя не позднее, чем за неделю до защиты представляется начальнику кафедры для решения вопроса о допуске к защите перед Государственной аттестационной комиссией.

Начальник кафедры, ознакомившись с работой (проектом ) и отзывом руководителя, принимает решение о возможности допуска работы (проекта) к защите, ставя свою подпись на титульном листе.

 Рецензирование выпускных квалификационных работ

К рецензированию привлекаются лица из числа преподавательского состава, научного и инженерно – технического состава филиала, не принадлежащих к кафедре, руководившей выполнением дипломных работ (проектов), а также специалисты войск, учреждений, предприятий и организаций.

Списки по составу рецензентов (ф.14) представляются кафедрами в учебный отдел за два месяца до защиты дипломных работ (проектов). Назначение рецензентов производится приказом начальника филиала (ф.15) за месяц до начала работы Государственной аттестационной комиссии.

Текст рецензии пишется в произвольной форме на бланке (ф.16) и должен содержать объективную оценку выполненной дипломной работы (проекта). В рецензии отражаются:

—   актуальность темы, соответствие содержания целевой установке, степень и качество выполненного задания;

—   оперативно – тактическая и инженерно – техническая обоснованность и целесообразность принятых решений, правильность расчетов;

—   умение курсанта грамотно и логически правильно излагать материал дипломной работы (проекта);

—   наличие элементов исследовательского характера, умение анализировать, обобщать и делать выводы;

—   возможность и место практического использования результатов рецензируемой работы (проекта);

—   достоинства и недостатки работы (проекта);

—   качество оформления работы (проекта).

В выводах излагается мнение о степени соответствия дипломной работы (проекта) целевой установке, даются оценка и рекомендации по практическому использованию результатов работы (проекта).

По усмотрению рецензента в рецензию могут быть включены и другие вопросы.

С рецензией курсант должен быть ознакомлен до защиты дипломной работы (проекта). Внесение изменений в дипломную работу (проект) после получения рецензии не допускается.

 

Порядок защиты выпускных квалификационных работ

Защита дипломных работ (проектов) проводится перед Государственной аттестационной комиссией на основании приказа начальника филиала.

(ф.17) «О допуске курсантов к итоговой аттестации», в соответствии с расписанием. Работа Государственной аттестационной комиссии регламентируется «Положением об итоговой аттестации выпускников военно-учебных заведений МО РФ», введенным в действие приказом МО РФ № 34 от 24 января 1995 года.

К защите допускаются дипломные работы  (проекты), выполненные в соответствии с заданием и получившие положительные отзыв и рецензию и представленные в установленные сроки. Дата и время защиты устанавливаются расписанием защиты (ф.19). При защите дипломной работы (проекта), кроме членов комиссии, как правило, присутствует руководитель работы (проекта). Обязательное присутствие на защите рецензента не требуется. Кроме того, на защите могут присутствовать преподавательский состав и курсанты филиала.

Защита в экзаменационных комиссиях производится в соответствии со списками очередности, которые разрабатываются учебным отделом (ф.20). Дипломная работа (проект) с письменным отзывом руководителя, заключением начальника кафедры о допуске к защите и рецензией предоставляется в Государственную аттестационную комиссию не позднее, чем за три дня до защиты. В комиссию могут быть представлены и другие материалы,   и другие материалы, характеризующие практическую и научную ценность выполненной работы: печатные статьи, свидетельства об изобретении, макеты и другие документы.

На защиту одной дипломной работы (проекта) каждому курсанту отводиться до 1 часа времени, включая доклад (до 15 минут).

До начала защиты в отведенной аудитории вывешиваются карты, схемы, таблицы, графики в таком порядке, в каком они будут использованы дипломником в ходе доклада.

Доложив председателю подкомиссии о готовности к защите, дипломник приступает к докладу.

В докладе при защите дипломной работы (проекта) кратко и последовательно должны быть изложены:

— название темы;

—   целевая установка;

—   актуальность или необходимость разработки темы;

—   сформулировать выводы о проделанной работе;

—   полученные результаты, предложения и анализ эффективности их реализации.

Основные положения доклада должны сопровождаться  показом схем, макетов, действующих программ и других демонстрационных материалов.

После доклада дипломник обязан ответить на все вопросы, которые ему задаются. Если вопрос не понятен, необходимо попросить члена комиссии уточнить его. Отвечать на вопросы следует кратко и по существу.

Обсуждение результатов защиты дипломных работ (проектов) в отношении каждого выпускника производится на закрытом заседании Экзаменационной комиссии. При необходимости на обсуждение могут быть приглашены руководитель дипломника, начальник кафедры, рецензент. Решение об оценке принимается простым большинством голосов членов экзаменационной комиссии, при равном числе голос председателя экзаменационной комиссии является решающим.

При оценке дипломной работы (проекта) учитывается:

—   качество выполнения дипломной работы (проекта);

—   глубина знаний дипломника в рассматриваемой области;

—   культура обработки и оформления материала;

—   степень самостоятельности курсанта при разработке работы (проекта);

—   качество и обоснованность представленных выводов и предложений;

—   четкость и правильность ответов на вопросы.

Результаты защиты дипломной работы (проекта) определяется оценками- «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»,

и  объявляется курсантам в тот же день после утверждения протокола защиты дипломной работы (проекта) председателем Государственной экзаменационной комиссии.

Курсанты, получившие оценку «неудовлетворительно» при защите дипломной работы (проекта) отчисляются из филиала и им выдается академическая справка установленного образца.

Лучшие дипломные работы (проекты) могут быть признаны Государственной аттестационной комиссией как выдающиеся и рекомендованы для опубликования в печати, использования в учебном процессе, в научно-исследовательской работе или в практической деятельности войск.

Функциональные обязанности должностных лиц по организации и проведению самостоятельной работы курсантов.

 

1.Начальник факультета, начальник курса.

-провести развод личного состава на самостоятельную работу;

-проверить наличие личного состава, внешний вид, готовность к занятиям;

-отправить назначенных курсантов ( уполномоченных и книгонош) за литературой;

—               своевременно отправить курсантов на кафедры;

—                    в ходе самостоятельной работы осуществлять контроль за выполнением распорядка дня, пресекать необоснованный отрыв личного состава с самостоятельной работы.

Начальник курса после развода проверяют размещение учебных групп в классах и докладывают дежурному офицеру учебного отдела      (тлф 3-36) о местах проведения учебными группами самостоятельной работы и количестве личного состава в группах.

 

2.Курсовой офицер.

До начала самостоятельной работы:

-уточнить по расписанию занятий аудиторию для проведения  самостоятельной работы ;

-изучить расписание занятий на следующий день;

—         проанализировать по журналу учебных занятий курсантов, имеющих учебную задолженность ( по текущему контролю).

Во время самостоятельной работы:

а) организовать самостоятельную работу (1-2час).

-своевременно привести на кафедру учебную группу;

-доложить дежурному преподавателю (номер группы, количество личного состава , причины отсутствия курсантов, если таковые имеются);

-проконтролировать работу дежурного по учебной группе по приему аудитории;

—         уточнить у личного состава наличие плана работы, литературы;

При необходимости организовать дополучение необходимой литературы;

—         требовать соблюдение правил при работе с секретной литературой в строгом соответствии с требованиями Приказа №010-90;

—         принять доклад о выдаче документов от уполномоченного секретного отделения;

—         уточнить у преподавателей время консультаций и пересдач;

б) проводить самостоятельную работу (3-4 час):

—         отправлять курсантов на личные консультации или организовать групповую консультацию с прибывшим преподавателем;

—         вести учет убывших курсантов (фамилия, на какую кафедру убыл, время прибытия);

—         уточнить возможности ( время, дата) преподавателей кафедр о приеме учебной задолжности конкретного курсанта, имеющего задолжность  ( на время согласования оставлять за себя заместителя командира взвода);

—         проконтролировать работу курсантов убывших на личную консультацию, в библиотеку и т.п.

в) по окончании самостоятельной работы :

-проверить наличие личного состава;

довести до курсантов итоги согласования с преподавателями кафедр о сдаче задолжности, времени консультаций и т.д.;

—         принять доклад от уполномоченного секретного отделения;

—         отправить книгонош и уполномоченного секретного отделения

—         сдавать литературу в библиотеки;

—         проконтролировать сдачу класса дежурным по группе;

—         отправлять личный состав в расположение роты;

—         доложить командиру роты о проведенной самостоятельной работе.

 

3. Дежурный преподаватель обязан:

—         принять доклады от курсовых офицеров о прибытии учебных групп на кафедру для самостоятельной работы, при наличии курсантов, отсутствующих без уважительных причин, доложить в учебный отдел,

заполнить журнал контроля самостоятельной работы курсантов ( номер группы, время прибытия (убытия), расход личного состава, класс в котором будет проводиться самостоятельная работа);

—         отдать распоряжение лаборанту открыть классы, в которых будут

заниматься учебные группы;

—         знать какие преподаватели в этот день проводят групповые и личные консультации, а также пересдачу академической задолжности от курсантов;

—         при необходимости проводить консультацию курсантов по своей дисциплине;

—         следить за поддержанием внутреннего порядка на кафедре и выполнением распорядка дня курсантами.

 

5.     Начальники (заведующие) кафедр

 Осуществляют регулярный контроль за обеспечением самостоятельной работы курсантов, организацией консультаций преподавателями кафедры, своевременной пересдачей неудовлетворительных оценок по дисциплинам кафедры.

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

АЛГОРИТМ ДОКЛАДА КУРСАНТА ПРИ ОТВЕТЕ ПО КУРСУ ДИСЦИПЛИНЫ СКРС.

 

А. Теоретические  вопросы.

 

1.                Название рассматриваемого вопроса (процесса, закона, метода   формирования и приема сигналов и т.д.).

2.                Физическая сущность процесса (закона, метода), основные зависимости и их анализ. (Подтверждается выводами, формулами, графиками, законами электро и радиотехники).

3.                Использование рассматриваемого процесса (закона, метода), в конкретной аппаратуре радиосвязи ( в конкретных условиях обеспечения радиосвязи ).

4.                Краткие выводы.

 

Б. Вопросы инженерно-технического обоснования построения схем              аппаратуры радиосвязи.

 

1.               Название схемы (тракта, каскада, элемента, блока) аппаратуры радиосвязи.

2.                Общие характеристика и структурная (принципиальная) схема рассматриваемого элемента, связь с другими элементами (каскадами, блоками). Детали схемы.

3.            Сравнение рассматриваемой схемы с другими схемными решениями (преимущества. недостатки, сложность, экономичность, стоимость, габариты и др.)

4.            Краткие выводы.

 

В. Технические характеристики каскадов ( модулей )                                     радиоаппаратуры.

 

1.              Название каскада (модуля).

2.              Назначение каскада (модуля).

3.              Общая характеристика каскада (модуля) (тип, схема питания, способ подачи напряжения смещения, тип применяемых радиоламп или полупроводниковых приборов, класс и режим их работы нагрузка, рабочая полоса частот).

4.              Детали схемы, их назначение.

5.              Цепи питания, питающие напряжения.

6.              Физические процессы в схеме (подтвердить графиками, эпюрами).

7.              Применение схемы и его обоснование.

 

Г. Схемы коммутации при различных видах работы.

 

1.              Характеристика режима (название и определение режима работы, используемая оконечная аппаратура, число проводов соединительной линии, источники питания линейных цепей, величины линейных токов и напряжений, приемные и передающие уровни и т.д.)

2.              Идея работы (принципы управления колебаниями и приема сигналов, режим работы радиолинии).

3.              Положение органов управления, контроля и коммутация.

4.              Токопрохождение (физические процессы) в схеме при передаче и приеме сигналов.

5.              Контроль работы (точки контроля на материальной части и схеме).

 

Д. Органы управления и контроля.

 

1.              Название органа управления (контроля).

2.              Показ по схеме и материальной части.

3.              Эксплуатационное назначение и воздействие на процесс в аппаратуре.

4.              Контрольные показания приборов.

 

Е. Техническая характеристика радиопередающего устройства.

 

1.              Название (условное обозначение).

2.              Назначение.

3.              Диапазон частот (пределы диапазона, число и пределы поддиапазонов, число рабочих частот и шаг сетки, способ стабилизации частоты и относительная нестабильность частоты), число ЗПЧ.

4.              Время настройки передатчика и перехода с одной ЗПЧ на другую.

5.              Мощность при основных видах работы ( возможность ее регулировки )

6.              Виды радиосигналов, уровни побочных излучений.

7.              Класс и режимы работы усилительных каскадов.

8.              Структурная схема передающего устройства (возбудитель, каскады передатчика, схема выхода, САУ).

9.              Нагрузка передатчика.

10.         Питание РПДУ, потребляемая мощность.

11.         Особенности схемы и конструкции, применение автоматики.

12.         Условия эксплуатации.

 

Ж. Техническая характеристика радиоприемного устройства.

 

1.              Название (условное обозначение).

2.              Назначение.

3.              Тип приемника, число преобразований частоты.

4.              Диапазон частот (пределы диапазона, число и пределы поддиапазонов, число рабочих частот и шаг сетки, способ установки и отсчета рабочих частот, способ стабилизации частоты гетеродинов и относительная нестабильность частоты), число ЗПЧ.

5.              Время настройки приемника и переход с одной ЗПЧ на другую.

6.              Виды принимаемых сигналов.

7.              Чувствительность РПУ.

8.              Избирательность РПУ.

9.              Структурная схема радиоприемного устройства (общий тракт, частные  тракты).

10.         Тип антенного входа, защита от высоких напряжений.

11.         Питание РПУ, потребляемая мощность.

12.         Особенности схемы и конструкции, применение автоматики.

13.         Условия эксплуатации.

 

З. Технические характеристики антенн.

 

1.              Тип антенны и ее условное обозначение.

2.              Конструкция антенны (тип и основные размеры излучателя, мачтовое устройство или способ подвеса). Чертежи антенны.

3.              Диаграммы направленности (графики и анализ). Ориентирование антенны.

4.              Применяемые антенны в рассматриваемой радиостанции (диапазон частот, дальность связи).

 

 

И. Источники питания.

 

1.              Название (условное обозначение).

2.              Назначение.

3.              Краткая характеристика.

4.              Электрические данные (мощность, напряжение, частота, емкость, нормальные токи заряда и разряда и др.).

5.              Продолжительность непрерывной работы в рассматриваемой радиостанции на одной заправке ( заправочные емкости ).

6.              Краткие сведения об особенностях устройства и эксплуатации.

 

К. Тактико-технические данные радиостанции.

 

1.              Название (условное обозначение).

2.              Общая характеристика (тип по диапазону, мощности и основным видам работы, виды управления колебаниями, стабилизация частоты, число каналов, степень  автоматизации).

3.              Назначение и звено применения.

4.              Диапазон частот (пределы диапазона, число и пределы поддиапазонов, способ установки и отсчета рабочих частот, относительная нестабильность частоты в основных видах работы), число ЗПЧ, время настройки р/ст при переходе с ЗПЧ на ЗПЧ, время вхождения в связь в автоматизированном режиме).  Диапазон вспомогательного приемника.

5.              Мощность передатчика.

6.              Виды радиосигналов.

7.              Режимы помехозащиты.

8.              Чувствительность приемника.

9.              Виды работы радиостанции (указать откуда может быть осуществлено управление колебаниями передатчика и виды работы в каждом из вариантов управления).

10.         Антенны радиостанции (комплект передающих, приемных и приемно-передающих антенн).

11.         Дальность связи радиостанции  на разные типы антенн.

12.         Источники питания, потребляемая мощность. Время непрерывной работы, с одним комплектом источника питания.

13.         Экипаж радиостанции.

14.         Площадка для развертывания.

15.         Время развертывания (на основные типы антенн) по «Сборнику единых нормативов и задач для войск связи».

16.         Способ транспортировки и размещение радиостанции на транспортной базе.

17.         Условия эксплуатации.

18.         Масса.

19.         Запас хода.

 

Л. Порядок сдачи каналов в эксплуатацию.

а) неавтоматизированная ЧАРЛ.

1.              Проложить соединительные линии между радиостанцией и ОА.

2.              Установить служебную связь с ОА.

3.              Произвести простейшие испытания соединительных линий (проводов) и определить их назначение.

4.              Установить устойчивую связь с корреспондентом и отрегулировать каналы.

5.              Сдать радиоканал на ОА для испытания и включения оконечной аппаратуры. Проконтролировать работу СА. Произвести запись в аппаратном журнале, доложить дежурному по связи (ДРС) о сдаче канала.

6.              Периодически контролировать состояние радиоканала.

7.              По требованию механика ЗАС брать канал на регулировку, делая об этом запись в аппаратном журнале.

 

б) автоматизированная ЧАРЛ.

1. Проложить соединительные линии между радиостанцией и ОА.

2. Установить служебную связь с ОА.

3. Произвести простейшие испытания соединительных линий (проводов) и определить их назначение (договориться с механиком ЗАС о порядке подключения модемов и СА).

4. Установить связь с корреспондентом с использованием Р-016В.

5. Проконтролировать через механика ЗАС состояние радиосвязи.

6. Доложить дежурному по связи ( ДРС ) о сдаче канала.

7. Сделать запись в аппаратном журнале.

8. По требованию механика ЗАС брать канал на регулировку, делая об этом   запись в аппаратном журнале.

 

М. Краткая характеристика систем мобильной связи.

 

1.         Вид технологии: ТDМА, FDМА, СDМА, временное, частотное, кодовое разделение каналов; аналоговая, цифровая; канальный разнос).

2.         Назначение, область применения.

3.         Технические характеристики:

—             способ организации канала ( симплекс, дуплекс, двухчастотный симплекс);

—             диапазон частот, канальный разнос, частоты мобильной, базовой станций;

—             мощность передатчика абонентских станций;

—             размер зоны (соты) обслуживания;

—             время установления связи;

—             время переключения при переходе из зоны в зону;

—             применяемые меры помехозащиты;

—             вид модуляции.

4.         Предоставляемые услуги:

—             типы абонентских терминалов;

—             виды передаваемых сообщений, скорость передачи информации;

—             виды вызовов;

—             степень защиты, возможность использования конфеденциальной связи группами абонентов;

—             возможность связи между абонентскими станциями напрямую.

5.         Структура системы. Возможные конфигурации, состав и назначение оборудования, интерфейсы системы.

6.         Алгоритм многостанционного доступа.

7.         Алгоритм поиска подвижного абонента.

8.         Соотношение цена/качество абонентского/базового оборудования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>