Пятая глава

5  УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ  БАЗА  ДЛЯ  ПОДГОТОВКИ РАДИОСПЕЦИАЛИСТОВ

5.1 Требования руководящих документов по подготовке классных    специалистов и направление их совершенствования

5.1.1 Требования руководящих документов по специальной подготовке

Основные понятия и определения

Согласно «Сборнику единых нормативов  и учебных задач», часть 1 приведем основные понятия и определения.

Норматив по технической подготовке – это установленная величина времени, необходимая для выполнения приёмов и действий обучаемых на технике связи (ТС) и автоматизированных систем управления (АСУ) по подготовке к работе и выполнению отдельных последовательных операций по их эксплуатации.

Норматив по специальной подготовке – это установленная величина времени, необходимая для выполнения приёмов и действий обучаемых по работе на средствах связи (ведение парного обмена на телеграфных аппаратах, приём на слух, передача ключом или датчиком и т.п.).

Учебная задача (УЗ) – это совокупность отдельных взаимосвязанных нормативов технической и специальной подготовки, соответствующая порядку настройки и эксплуатации средств связи и АСУ в заданное время и в объёме работы, необходимой для выполнения типовой задачи по условиям, приближённым к обеспечению реальной связи (автоматизированному управлению войсками).

УЗ предназначены для совершенствования практических навыков специалистов по работе на средствах связи и АСУ и определения уровня специальной подготовки обучаемых, а также для проведения испытаний на определение классной квалификации (КК).

Выполнению УЗ должна предшествовать качественная отработка нормативов по технической и специальной подготовке. Офицеры, получившие «неудовлетворительно» за выполнение нормативов по технической или специальной подготовке, к выполнению УЗ не допускаются.

Предложения о порядке отработки и проверки нормативов                   и  учебных  задач

Нормативы и УЗ должны выполнять все офицеры, имеющие военно-учётные специальности связистов и связистов АСУ, согласно следующим должностным категориям:

— в штабах – офицеры управлений, отделов (отделений) связи;

— в войсках – командиры соединений, частей, их заместители, офицеры штабов, инженерно-технический состав и командиры подразделений связи;

— в вузах – начальники кафедр, их заместители, преподавательский и инженерный состав, командиры курсантских подразделений, офицеры частей (подразделений) обеспечения учебного процесса до командира части включительно.

Офицеры – выпускники военно-учебных заведений, а также вновь прибывшие на должности в данную часть (подразделение) в течение первого года проверяются по нормативам и УЗ в соответствии с полученной в вузе (войсках) КК.

Допущенным к выполнению УЗ военнослужащим за 5 минут до работы выдаются документы, необходимые для выполнения УЗ: радиоданные, исходящие радиограммы, аппаратные (технические) журналы, переговорные таблицы, ознакомление с «нагрузкой». Тексты радиограмм (цифровые и буквенные) должны состоять из пятизначных групп. Количество групп в радиограмме  – 25–35, сигналы – пятизначные. Количество радиограмм буквенного и цифрового текстов должно быть равным, при нечётном количестве буквенных радиограмм – на одну больше. Заголовки исходящих радиограмм за экспедицию оформляются заранее и учитываются при подсчёте групп в радиограмме. При выполнении УЗ ночью нормативы уменьшаются на 30 групп.

О готовности к работе военнослужащий докладывает руководителю (проверяющему) занятий.

Офицеры при выполнении УЗ (нормативов) должны иметь при себе противогазы, а при выполнении элементов задач (нормативов) вне аппаратных (станций) – личное оружие.

УЗ выполняется военнослужащими в паре на каждой станции (аппаратной) старшего и подчинённого узлов связи. На взаимодействующие (подыгрывающие) аппаратные (станции) должны подбираться хорошо подготовленные специалисты, чтобы их работа не могла влиять на снижение оценки проверяемых.

Время на выполнение норматива или задачи определяется с момента подачи команды «К работе приступить» и до доклада военнослужащего (проверяемого) «Задачу выполнил».

Нормативы и УЗ выполняются на развёрнутых, исправных и подготовленных к работе (согласно инструкциям по эксплуатации) аппаратных и станциях. При этом станции радиосвязи, приёмные и передающие машины, радиостанции развёртываются на расстояниях 10–20 км, а КШМ (ШМ) на расстояниях 6–8 км между корреспондентами. Станции помех, забития и радиоконтроля развёртываются, как правило, посредине действующих на занятии направлений связи. В исключительных случаях по решению руководителя занятий (проверяющего) развёртывание станций, КШМ (ШМ) может быть произведено на сближенных расстояниях в системе полигона связи. При этом для выполнения условий ЭМС и создания комфортной ЭМО разрешается работа на возбудитель при выполнении задач для радиоспециалистов. Время выполнения нормативов сокращается на 5 минут.

Оконечные аппаратные, аппаратные кроссов, каналообразующие аппаратные электропроводной связи и электропитающие станции (электросиловые установки) развёртываются в общей системе полигона связи по узловому принципу.  Линии дистанционного управления (ДУ), кабели электропитания, соединительные линии проложены. Служебная связь от аппаратных (станций) с рабочим местом руководителя и взаимодействующими (подыгрывающими) аппаратными (станциями) организованы. Органы управления на аппаратуре установлены в исходные для её настройки и эксплуатации положения. Электроизмерительные приборы подготовлены к работе.

Перед началом выполнения УЗ (нормативов) руководитель занятий (проверяющий) проверяет у военнослужащих знание условий выполнения задач, соблюдение мер безопасности, основных требований по безопасности связи и эксплуатации ТС И АСУ и др.

В объём работ по электрическим измерениям параметров линии связи (измерению подлежит каждая пара кабеля) входит:

а) измерение сопротивления изоляции жил (кабельных пар) кабеля между собой и по отношению к оболочке (земле), оценка результатов измерения;

б) измерение омического сопротивления физических цепей (кабельных линий), оценка результатов измерений;

в) измерение рабочего затухания физических цепей (кабельных линий), оценка результатов измерений;

г) проверка состояния кабельных пар на прохождение разговора и вызова, оценка результатов проверки.

Если в УЗ конкретно не оговорено количество соединительных линий и их параметры, подлежащие измерениям, то измерение в полном объёме (пункт а–г) производится только тех соединительных линий (кабельных пар), по которым осуществляется передача (приём) засекреченных каналов связи. Количество таких линий определяется числом засекреченных каналов связи (по условиям выполнения УЗ) из расчёта их работы в четырёхпроводном режиме. В остальных случаях соединительные линии проверяются только на предмет прохождения разговора и вызова.

Электрические измерения каналов и линий связи, контроль режимов работы электроагрегатов производится встроенными или штатными переносными измерительными приборами.

Частотные характеристики остаточного затухания каналов ТЧ измеряются по пяти точкам в следующих участках эффективно передаваемой полосы частот (в КГц): 0,3–0,4; 0,4–0,6; 0,6–2,4; 2,4–3,0; 3,0–3,4.

Помехи для радиостанций и средств КШМ создаются по высокой частоте в течение всего времени выполнения УЗ с помощью однотипных средств, работающих на понижающей мощности, или по низкой частоте с помощью импульсов радиопомех непосредственно на низкочастотные окончания каналов.

При отсутствии однотипных или большей мощности средств могут быть использованы средства меньшей мощности или другие технические средства, развёрнутые вблизи приёмных антенных устройств, работающих направлений связи.

При возникновении полного «забития» военнослужащий обязан без дополнительной команды перейти на запасные (рабочие) частоты и продолжать выполнение задачи. В порядке исключения при отсутствии в части средств «забития» связи переход на запасные (рабочие) частоты осуществляется по команде руководителя (проверяющего) занятий. Время на выполнения УЗ при этом не увеличивается.

О принятых (переданных) сигналах военнослужащий (проверяемый) немедленно докладывает руководителю занятий голосом или по телефону. Обмен на радиостанциях ведётся в точном соответствии с требованиями «Руководства по радиосвязи». Нарушения безопасности связи не допускаются.  В процессе радиообмена может быть допущено не более трёх нарушений правил СЭС (в установлении связи, ведении радиообмена, оформлении аппаратного журнала и радиограмм), при этом оценка снижается на один балл, а при большем количестве нарушений правил СЭС радиообмен оценивается «неудовлетворительно» (ошибки СЭС однородного характера, неоднократно допущенные в процессе обмена, считаются за одну).

Радиограмма считается принятой, если в ней допущено не более двух ошибок. За ошибку считается каждая неправильно принятая или пропущенная группа в тексте и заголовке радиограммы.

Радиограмма считается  переданной, если в ней не допущено ни одной ошибки, а за каждый неправильно переданный знак оценка снижается на один балл.

По команде руководителя «Газы!» личный состав 20 % времени, отводимого для выполнения УЗ (нормативов) на оценку «хорошо», работает в противогазах, при этом время на выполнение задачи (норматива) не увеличивается.

Простейшие неисправности, возникшие в аппаратуре при выполнении УЗ (норматива), устраняются военнослужащим, при этом если неисправность произошла по вине военнослужащего, то время, затраченное на её устранение, не компенсируется и добавляется ко времени выполнения УЗ (норматива). Общая оценка выставляется по суммарному времени. При возникновении неисправности по другим причинам военнослужащий допускается к повторной работе.

Повторное выполнение УЗ считается выполненной, если при работе соблюдены условия ее выполнения, полностью и в установленной последовательности выполнен предусмотренный объём работ и при этом не были нарушены требования безопасности связи и техники безопасности.

Выполнение норматива или УЗ прекращается, а военнослужащему выставляется неудовлетворительная оценка, если им допущено хотя бы одно из следующих нарушений:

—  правил техники безопасности, угрожающих жизни его самого или других лиц;

—  правил инструкций по развёртыванию станций, линий связи, аппаратуры и механизмов, которые привели к выводу из строя аппаратуры;

—  грубые нарушения безопасности связи (1 и 2 категорий).

 

Предложения о порядке определения оценки за выполнение нормативов и учебных задач

Оценка военнослужащему за выполнение индивидуальных нормативов (задач) определяется:

- «отлично», если офицер выполнил норматив (задачу) правильно, в полном объёме, с соблюдением всех условий выполнения и технологической последовательности операций; действовал уверенно; выполнил норматив по времени на оценку «отлично»;

- «хорошо», то же что и на «отлично», однако военнослужащий при этом допустил не более одной ошибки в последовательности выполняемых операций и выполнил норматив по времени на оценку «хорошо»;

«удовлетворительно», если военнослужащий выполнил норматив (задачу) по времени на оценку не ниже «удовлетворительно» и при этом допустил не более двух ошибок в последовательности выполнения операций;

«неудовлетворительно», если военнослужащий при выполнении норматива (задачи) не проделал всех установленных операций или допустил более двух ошибок в последовательности их выполнения или не уложился по времени на оценку «удовлетворительно».

Индивидуальная оценка офицера при выполнении им нескольких нормативов (задач) определяется по оценкам за выполнение каждого норматива (задачи) и выводится:

«отлично», если не менее 60 % нормативов (задач) выполнены с оценкой «отлично», а остальные – не ниже «хорошо»;

«хорошо», если не менее 60 % нормативов (задач) выполнены с оценкой «отлично» и «хорошо», а остальные – «удовлетворительно»;

«удовлетворительно», если не менее 70 % нормативов (задач) выполнено не ниже «удовлетворительно», а при выполнении трёх нормативов – выполнены два норматива: один – не ниже «хорошо», а второй – «удовлетворительно».

 

Общая оценка за выполнение нормативов и УЗ:

а) для специалистов, выполнявших задачу на радиостанциях:

- «отлично», если за выполнение задачи получена оценка «отлично», а по приему на слух и передаче на датчике кода Морзе (ДКМ) (ключе) – не ниже «хорошо»;

«хорошо», если за выполнение задачи получена оценка «хорошо», а по приему на слух и передаче на ДКМ (ключе) – не ниже «удовлетворительно»;

«удовлетворительно», если за выполнение задачи и по приему на слух, передаче на ДКМ (ключе) получены оценки не ниже «удовлетворительно».

б) для специалистов, не выполнявших задачу на радиостанциях:

— «отлично», если по приему на слух и передаче на ДКМ получена оценка «отлично», а по передаче на ключе – не ниже «хорошо»;

- «хорошо», если по приему на слух и передаче на ДКМ получена оценка не ниже «хорошо», а на передаче на ключе – не ниже «удовлетворительно»;

— «удовлетворительно», если по приему на слух, передаче на ДКМ и ключе получены оценки не ниже «удовлетворительно».

 Предложение по условиям выполнения нормативов по приему на слух и передаче ДКМ (ключом)

Радиоспециалисты выполняют нормативы в условиях радиопомех. Соотношение уровня помехи к уровню сигнала для офицеров 1:2.

Проверка по приему на слух и передаче на ДКМ (ключом) проводится в оборудованном классе. Передается и принимается на одной радиограмме буквенного и цифрового текстов объемом 30 групп, без заголовка радиограммы, на каждой из трех нормативных скоростей. Передача ведется на ДКМ (ключом) с прослушивания своей работы, без записи в аппаратном журнале.

Радиотелеграфист КВ радиостанций малой мощности и командирских машин, в комплекте которых имеются ДКМ, выполняют нормативы по приему на слух, передаче ДКМ и ключе, установленные для телеграфистов КВ  радиостанций средней и большой мощности.

Для приема на слух буквенные и цифровые тексты передаются циркулярно из звукового центра (класса), с трансмиттера, магнитофона, ДКМ, СВМ «Кристина- 4М» или телеграфного ключа со скоростью, установленной для соответствующего норматива. Перед началом передачи каждой радиограммы передается три буквы «ж», знак раздела, а в конце передачи – кодовое сокращение «АР». Принимаемый текст разрешается записывать как рукой, так и на пишущей машинке.

Нечеткая передача знаков и неразборчивая запись принимаемого текста снижает оценку на один балл. К нечеткой передаче относятся:

—  укорачивание или удлинение тире и точки;

—  отсутствие ритма в работе;

—  допущено более пяти перебоев и др.

Оценка по приему на слух (передаче на ДКМ, ключе) определяется по наименьшей скорости приема (передачи) буквенного и цифрового текстов в соответствии с установленными нормативами (таблица 1).

Т а б л и ц а   1 – Критерии оценки приема на слух (передачи на ДКМ, ключе)

Наименование должности

или специальности

Объем работ

Нормативы

на оценку

«отл.»

«хор.»

«уд.»

1 Командиры батальонов, начальники узлов связи, их заместители, командиры рот, взводов связи полков батальонов и им равные Прием на слух и передача ДКМ (групп в 1 мин).Передача ключом (групп в       1 мин)

12

10

10

8

8

 

 

6

 

 

 

 

Продолжение таблицы 1

Наименование должности

или специальности

Объем работ

Нормативы

на оценку

«отл.»

«хор.»

«уд.»

2 Командиры радиорот (радиоцентров), радиовзводов и им равные Прием на слух и передача ДКМ (групп в 1 мин).Передача ключом (групп в 1мин)

14

 

 

10

12

 

 

8

10

 

 

6

3 Офицеры подразделений, обеспечивающих радиосвязь в радиосетях централизованного боевого управления Прием на слух (групп в 1 мин).Передача ДКМ (групп в 1 мин).

Передача ключом (групп в 1 мин)

22

16

14

20

13

12

18

10

10

4 Командиры курсантских подразделений, офицеры частей, подразделений обеспечения учебного процесса до командира части включительно Прием на слух  и передача на ДКМ (групп в 1 мин).Передача ключом (групп в 1 мин)

16

12

14

 

 

10

12

 

 

8

 

Дополнительные  требования  по  подготовке  офицеров-радиотелеграфистов

Дополнительные требования при проведении испытаний на присвоение классной квалификации

Для офицерского состава программа испытаний состоит из теоретической и практической частей.

Теоретические знания испытуемых проверяются согласно «Инструкции о порядке присвоения классной квалификации военнослужащим Российской Армии и Военно-морского флота», «Дополнительных требований» и действующих в видах ВС РФ программ (курсов) командирской подготовки офицеров.

Кроме того, в теоретическую часть включаются 30 вопросов из тематики командной и специальной подготовки, предусмотренные для штатной категории сдающего на повышение (подтверждению) классной квалификации (КК).

В практическую часть включается проверка навыков в проведении оперативно-тактических расчетов, выполнение индивидуальных нормативов с вооружением и военной техникой и решение задач по управлению подразделениями и частями в бою.

Степень профессиональной подготовленности военнослужащих определяется исходя из общей оценки с учетом оценок, полученных на итоговой проверке.

При это для присвоения КК необходимо иметь:

— «мастера» – оценки «отлично» по всем предметам, выносимым на испытания. По физической подготовке – не ниже «хорошо»;

— «1 класса» – при получении 50 % проверенных предметов оценки «отлично», в том числе по специальной подготовке, по остальным – «хорошо»;

— «2 класса» – при получении по всем предметам не ниже «хорошо».

Военнослужащие могут быть снижены в КК более чем на 1 ступень, вплоть до 3 класса командиром, имеющим право присвоения соответствующей КК, когда по вине специалиста:

— произошла авария на вооружении и военной технике;

— нарушены правила эксплуатации и сбережения вооружения и военной техники;

— допущен брак в ремонте вооружения и военной техники;

— грубо нарушены правила несения боевого дежурства, скрытого управления войсками и безопасности связи;

— в случае совершения ими грубых дисциплинарных поступков и получения во время итоговых (инспекторских) проверок неудовлетворительной оценки по специальной или технической подготовке, а для специалистов, имеющих КК мастера, – удовлетворительной оценки.

Военнослужащие, которым КК снижена, могут быть допущены к испытаниям на восстановление в прежней КК на общих основаниях, но офицеры –через год со дня снижения их класса.

Наличие у военнослужащих в течение 2-х лет КК мастера или 1 класса учитывается при выдвижении их на вышестоящие должности и досрочном присвоении высших званий. Офицерам, получившим КК 1, 2 класса и мастера, должны выплачиваются денежные вознаграждения.

Но несмотря на вышеупомянутые требования, выдвигаются и общие дополнительные требования при проведении испытаний на присвоение КК ко всем офицерам-радиотелеграфистам.

Каждый офицер должен:

знать:

—  методику нормирования, эксплуатационные нормы, порядок измерения и оценки основных параметров радиосигналов;

—  учебно-боевые нормативы по развертыванию узлов и линий связи, методику их расчета и порядок выполнения. «Общие требования сборщика единых параметров и учебных задач для войск связи», часть 1, УЗ и нормативы по своей специальности и специальности подчиненных;

—  требования руководящих документов по организации ОТС на узлах (линиях) связи объединений (соединений) и техническому обеспечению связи и АСУ Вооруженных сил;

—  требования по безопасности связи и информации в объеме занимаемой должности;

уметь:

— проводить электрические измерения параметров линий и каналов связи, оценивать их качество и проводить регулировку до норм;

— проводить  техническое обслуживание ТС и АСУ в полном объеме;

— выполнять задачи по работе на средствах связи с оценкой «хорошо» – 2 класс, «отлично» – 1 класс, «отлично» – мастер;

— проводить текущий ремонт штатной ТС и АСУ подразделения;

иметь:

—  удостоверение на право эксплуатации конкретных типов ВТРС.

Дополнительные требования, предъявляемые к специалистам:

радиосвязи

ВУС № 415, 416, 417, 418, 419, 420, 421, 422, 423, 424, 425, 426, 427, 428, 429, 430, 432

Каждый специалист обязан:

знать:

—  требования безопасности связи, режима секретности;

—  правила ведения радиообмена и оформления документации;

—  все типы антенн, имеющихся в комплектах радиостанций (аппаратных) (для стационарных узлов связи на радиоцентре) и их характеристики;

—  требования и эксплуатационные нормы на каналы дистанционного управления и радиоканалы;

—  порядок оценки пригодности радиоканала к работе с оконечной аппаратурой;

—  способы защиты радиосвязи от помех и радиоразведки противника;

—  обязанности должностных лиц дежурной смены по радиосвязи;

уметь:

— пользоваться месячными и квартальными прогнозами МПЧ;

— пользоваться радиодокументами, применяемыми при установлении и ведении радиосвязи;

— оформлять и вести оперативно-техническую документацию;

— выполнять УЗ (нормативы) по работе на штатных средствах связи с оценкой «отлично»;

— *) оценивать пригодность радиоканала к работе с оконечной аппаратурой;

— *) оценивать чувствительность приемника по встроенным приборам;

— *проводить измерения неравномерности частотной характеристики остаточного затухания радиостанции (приемо-передающего тракта на стационарном РЦ);

— *проверять номиналы частот опорных генераторов приемников и возбудителей;

— для специалистов КШМ со спецаппаратурой и АПД выполнять         задачу № 41 на оценку «отлично».

Средневолновых, длинноволновых и сверхдлинноволновых радиостанций

ВУС № 415, 416.

Каждый специалист обязан:

знать:

—  особенности распространения средних, длинных и сверхдлинных радиоволн;

уметь:

—  выполнять нормативы по приему на слух и передаче ДКМ со скоростью 16/12, 18/14, 20/16.

КВ радиостанций большой, средней, малой мощности

ВУС № 418, 420.

Каждый специалист обязан:

знать:

—  особенности РРВ КВ диапазона;

уметь:

—  выполнять нормативы по приему на слух и передаче ДКМ (ключом) со скоростью: 16/12, 18/14, 20/16;

—  выполнять УЗ с оценкой «отлично».

КВ передающих устройств

ВУС № 424.

 

Каждый специалист обязан:

знать:

— особенности распространения коротких радиоволн;

уметь:

— выполнять нормативы по приему на слух и передаче ДКМ (ключом) со скоростью: 10/8, 12/10, 15/12;

— выполнять УЗ с оценкой «отлично».

Приемных радиоцентров

ВУС № 425.

Каждый специалист обязан:

знать:

— эксплуатационные нормы на каналы ДУ, порядок их проверки, регулировки, оценки качества и сдачи в эксплуатацию в различных режимах;

уметь:

— выполнять нормативы по приему на слух и передаче ДКМ (ключом) со скоростью: 16/12, 18/14, 20/16;

— выполнять УЗ с оценкой «отлично».

Однополосных радиостанций большой, средней и малой мощности

ВУС № 426,427.

Каждый специалист обязан:

знать:

— особенности распространения КВ и УКВ радиоволн;

— технические характеристики, алгоритмы работы аппаратуры адаптивной радиосвязи (только для специалистов, где есть АА);

уметь:

— выполнять нормативы по приему на слух и передаче ДКМ (ключом) со скоростью: 16/12, 18/14, 20/16;

— выполнять УЗ с оценкой «отлично» для специалистов:

Р-135, Р-136, Р-140, Р-137, Р-161 – № 32 и 37.

Р-161-5, Р-161-15, Р161ПУ – № 34.

Методика подготовки офицеров-радиотелеграфистов

Принципы обучения

Систематичность и последовательность обучения. Материал, подлежащий изучению, должен быть расположен в определенном порядке, обеспечивающем постепенное накапливание обучающими знаний и навыков на основе уже имеющихся, а также наличие логической связи изучаемых предметов со смежными дисциплинами. Учебные вопросы предмета должны изучаться в той последовательности, при которой бы расширились и углубились уже имеющиеся у обучаемых знания, навыки и умения. Под систематичностью при обучении радиотелеграфистов следует также понимать регулярность проведения тренировок по работе на средствах связи.

Наглядность в обучении. Наглядность способствует более прочному усвоению учебного материала и освоению навыками практической работы. Все, что изучается, должно закрепляться практической отработкой УЗ на этой технике. То, что нельзя показать в любом виде, необходимо подкрепить демонстрацией наглядных пособий, макетов, схем, чертежей, фотографий и графиков.

Доступность. Предлагаемый для изучения материал должен быть доступен обучаемым. Этот принцип предполагает переход от легкого к трудному, от простого к сложному. Цели и задачи, поставленные на каждом занятии, должны быть понятны. Критерием доступности служит полное усвоение подавляющим большинством обучаемых всего учебного материала.

Прочность усвоения знаний и овладения навыками и умениями. Прочность усвоения знаний и навыков обеспечивают правильно построенные повторения, которые способствуют углублению изучаемого вопроса. Нельзя переходить к объяснению нового материала или к отработке нового упражнения, не убедившись в том, что обучаемые прочно освоили ранее изложенный материал или достаточно прочно практически отработали предыдущие упражнения.

Учет индивидуальных особенностей обучаемых. Успех в обучении в значительной степени зависит от того, насколько хорошо обучающий знает особенности, интересы, способности обучаемых, их общеобразовательный уровень, в какой степени они заинтересованы овладением своей специальностью. Знание индивидуальных особенностей обучаемых позволяет дифференцированно подходить к обучению и успешно использовать для этой цели весь арсенал форм и методов обучения и воспитания.

Методы обучения

При обучении радиотелеграфистов применяются в основном следующие методы обучения:

—  устное изложение материала (рассказ, объяснение);

—  показ (демонстрация) управления и тренировки;

—  самостоятельная работа;

—  практическая работа.

Устное изложение материала – изложение обучающим принципов действия и устройства аппаратуры, правил ее эксплуатации. Объяснение сопровождается показом. Оно применяется в основном тогда, когда нужно что-либо доказать, раскрыть суть физических процессов, происходящих при работе аппаратуры, добиться понимания.

Показ (демонстрация) оживляет занятие, привлекает внимание обучаемых, развивает у них интерес и способствует прочному усвоению знаний, умений, навыков.

Этот метод характеризуется тем, что обучаемый свои движения и действия сообразует с теми, которые ему демонстрируют, выполняя требования обучающего: «Делай как я». Каждый показ и демонстрация должны сопровождаться четким и метким объяснением, в противном случае показываемое действие или упражнение будут выполняться неосмысленно, чисто механически.

В личном показе нельзя допускать неточности и небрежности, так как показываемое будет восприниматься неправильно. В процессе объяснения нужно сосредоточить внимание обучаемых на главном, от чего зависит понимание всего целого, подчеркнуть, на что следует обратить внимание, а при необходимости и повторить. Обучающий должен, осуществляя контроль, убедиться в том, что показываемое действие или движение обучаемые выполняют правильно.

Упражнения и тренировки представляют собой многократное выполнение действий с целью закрепления знаний и овладения навыками и умениями. Упражнения должны строиться так, чтобы каждое из них требовало от обучаемого напряжения и подготавливало к выполнению следующего упражнения.

Цель упражнения в обучении радиотелеграфистов состоит в том, чтобы сформировать у них систему навыков, необходимых для работы на средствах связи, и довести их до высокой степени совершенства. Для успешного формирования навыков важно соблюдать ряд условий, диктуемых дидактическими принципами обучения.

Если обучающийся будет иметь много представлений о характере и цели упражнения, оно в таком случае превратится в механическое натаскивание и желаемого результата не даст.

При упражнениях должна соблюдаться определенная последовательность, при которой каждый навык включается как элемент в сумму ранее приобретенных с ними навыков. При этом трудности выполнения упражнений должны постепенно возрастать. Упражнения нельзя проводить с большими перерывами, так как это ведет к потере навыка.

Одной из форм упражнения являются тренировки. Но тренировки нельзя отождествлять с упражнениями. Упражнение проводится с целью овладения теми или иными навыками движения, действиями и операциями. Тренировка – это многократное повторение уже усвоенных движений и действий для повышения степени их совершенства. Важным условием успеха упражнения и тренировки является самоконтроль обучаемых за своими действиями и оценка ими результатов своей работы.

Практика обучения радиотелеграфистов показывает, что без самоконтроля в процессе упражнений и тренировок невозможно выработать даже самые элементарные навыки.

Самостоятельная работа при обучении радиотелеграфистов как метод обучения применяется в разнообразных формах. Она является продолжением учебной работы и способствует приобретению и прочному закреплению знаний, навыков и умений.

Самостоятельная работа может проводиться как на плановых занятиях под руководством обучающего, так и в часы самостоятельной работы. Для того чтобы она была продуктивной на всех видах занятий, нужно учить радиотелеграфистов приемам самостоятельной работы.

Практическая работа как метод обучения больше всего применяется на завершающем этапе обучения, когда обучаемые уже приобрели определенную сумму знаний, навыков и умений и, таким образом, подготовлены для практической работы. Примером может служить практическая работа радистов по отработке УЗ на радиостанциях на сближенных и действительных расстояниях на полигоне и в поле. Практической работе, как правило, предшествует инструктаж о том, как и что обучаемый должен делать, в какой последовательности, на что он должен обратить внимание, какого конечного результата должен добиться.

Полезно на практические работы давать подготовленный план с указанием последовательности отрабатываемых вопросов и времени, отводимого на них.

 Проверка и оценка знаний, навыков и умений

Прямое назначение проверки заключается в установлении уровня достигнутых знаний, умений и навыков обучаемых в данный момент времени на каждом этапе подготовки.

Вместе с тем проверка является действенным стимулом: для обучаемого – к ответственному выполнению заданий, а для обучающего – к более тщательной подготовке к занятиям. Проверка неразрывно связана с оценкой. Итоги проверки, выраженные в оценке, помогают обучаемому систематически следить за качеством учебного процесса и в случае необходимости принимать нужные меры.

Проверка и оценка знаний, навыков и умений должна быть систематической. Это значит, что она должна осуществляться на каждом занятии.

При проверке необходимо предъявлять к обучаемым высокую требовательность. Всегда нужно помнить, что основная задача любой проверки заключается в том, чтобы оказать обучаемым своевременную и квалифицированную помощь в совершенствовании их мастерства. В этом случае они не будут скрывать свои недостатки, а, наоборот, будут сами обращаться за помощью к руководителю занятия.

В обучении радиотелеграфистов применяются в основном следующие методы проверки знаний, навыков и умений: устная проверка, письменная проверка, практическая работа на средствах связи.

С помощью устной проверки выясняются знания правил радиообмена, обязанности должностных лиц по связи, знание кодовых сокращений, порядок ведения и заполнения документов должностных лиц по связи и другие вопросы.

Письменная проверка может проводиться по знанию правил радиообмена, приему на слух знаков телеграфной азбуки.

Практическая работа на средствах связи  проводится при выполнении обучаемыми УЗ в классе, радиополигоне, узле связи и поле. Практическая проверка дает возможность установить, как обучаемый владеет знаниями и навыками, которые он приобрел в период обучения, как он может применять их в практической деятельности.

О наличии практических навыков и умениях обучающий может судить и без специальной проверки путем непосредственного наблюдения за выполнением обучаемыми тех или иных практических работ в классе, на полигоне, в поле.

Обучение, проверка и оценка знаний, навыков и умений – взаимосвязанные процессы. Конечная их цель – обеспечить обучающим прочное и глубокое усвоение знаний, навыков и умений, помочь быстрее овладеть КК, стать отличными специалистами.

Оценка знаний, навыков и умений обучаемых, а также обнаруженные недостатки должны учитываться в специальном журнале учета. Наличие такого учета позволяет руководителю более целеустремленно проводить индивидуальную работу с обучаемыми, находить пути и способы оказания им помощи в работе по устранению обнаруженных недостатков.

5.2 Оценка вариантов организационной структуры полигона средств радиосвязи

5.2.1 Задачи и структура современного радиополигона

Требования к радиополигону

Радиополигон представляет собой систему оборудованных и заранее подготовленных рабочих мест обучаемых, подыгрывающих лиц, руководителя занятий, и его помощников для проведения занятий по обучению личного состава работе на средствах связи.

Радиополигон называется управляемым, когда он оборудован двусторонней связью между рабочими местами обучаемых и руководителя занятий, а также автоматическими и полуавтоматическими устройствами для создания помех, сигнализации и контроля.

Управляемый радиополигон позволяет значительно сокращать время на подготовительные мероприятия к предстоящим занятиям. В ходе занятий на управляемом радиополигоне  руководитель занятий  освобождается от работ по созданию радиопомех и даче вводных, что дает ему возможность основное внимание сосредоточить на контроле за работой обучаемых.

Радиополигон должен состоять из следующих элементов:

1)  пункта руководителя занятий, оборудованного оконечными устройствами с боевых постов;

2)  пункта главных радиостанций;

3)  одного или двух пунктов подчиненных радиостанций;

4)  пункта контроля безопасности радиосвязи и создания радиопомех (ПКБС), здесь же могут размещаться и радиостанции другого направления;

5)  экспедиции;

6)  спецаппаратных телефонной и телеграфной связи с оконечной аппаратурой;

7)  одного-двух радиоклассов для подготовки радиотелефонистов, оборудованные специализированными ЭВМ и аппаратурой «Учеба-1М».

Между элементами радиополигона должна быть установлена проводная связь или радиосвязь. Радиостанции на элементах радиополигона могут располагаться в специальных залах, кунгах и всевозможного рода укрытиях.

Расстояние между элементами радиополигона определяется его предназначением и требованиями, изложенными в учебных задачах.

 

Оборудование радиополигона должно позволять:

—  осуществлять контроль за работой обучаемых;

—  обеспечить подачу каждому обучаемому, слуховой радиоприем, радиопомехи соответствующего уровня;

—  обеспечивать корреспондентам возможность вхождения в связь с          радиостанцией другого направления;

—  обеспечить служебную телефонную (ГГС) связь радиоместа руководителя с радиоместами дежурных радистов и другими элементами радиополигона;

—  обеспечить автоматическую или полуавтоматическую подачу вводных на рабочие места обучаемых;

—  производить замер с рабочего места дежурного радиста электрических характеристик соединительных линий в соответствии с предъявленными к ним требованиям;

—  обеспечить сдачу телефонного и телеграфного каналов в спецаппаратные;

—  обеспечивать возможность работы отдельных радионаправлений, оборудованных соответствующей аппаратурой в адаптивном режиме;

—  обеспечивать возможность самостоятельной работы обучаемых по совершенствованию практических навыков по приему на слух, передаче датчиком и ключом.

ПКБС (Пункт контроля и безопасности связи)

ПКБС должен иметь следующее оборудование в своем составе:

—  диктофоны для записи работы и контроля ведения радиообмена в радионаправлениях;

—  пульт радиопомех для установления помех сигнал/шум для первого и второго периодов службы 3:1 и третьего и четвертого периодов службы 2:1.         Возможность включения радиотелеграфных помех на узлы связи одновременно или по раздельности, то есть в разное время. Для этой операции необходимо два передатчика;

— возможность контроля руководителем занятия любого направления.

Учебно-материальная база, необходимая для ведения парного обмена    в классе

Для обучения радиотелеграфистов ведению парного обмена необходимы радиоклассы, оборудованные тренажёрами «Учеба-1М» и датчи-            ками Р-010 или Р-020.

Тренажёр «Учеба-1М» предназначен для индивидуального и группового обучения радиотелеграфистов приему на слух и передаче на вертикальном ключе азбуки кода Морзе в условиях, приближенных к реальным, а также ведению парного обмена в классе.

Тренажёр «Учеба-1М» позволяет:

—  одновременное обучение тридцати радиотелеграфистов;

—  рабочие места радиотелеграфистов объединены в три линии, по десять в каждой и подключенных к пульту управления тренажера;

—  каждый пульт радиотелеграфиста может быть включен в линию;

—  пульт управления обеспечивает возможность раздельной работы по линиям в режимах ВЧ и НЧ;

—  вести радиообмен как с руководителем занятий, так и между собой;

—  пульт управления позволяет включение радиотелеграфных помех в линию, помех замирания, помех шума, комбинированных помех.

Для облегчения работы преподавателя при отработке учебных задач можно использовать СЭВМ с программой контроля учебных задач, отработки учебных нормативов и выставления оценок обучаемым за работу. Это могло бы обеспечить работу преподавателя, увеличить контроль и качество отработки нормативов. Из этого следует, что и качество подготовки курсантов было бы намного выше. Но в связи с тем, что финансирование Вооруженных сил находится все еще не на должном уровне, это предположение остается в перспективе.

 

5.3 Методика расчета организационной структуры радиополигона      кафедры

5.3.1 Формирование и оценка вариантов организационной структуры полигона средств радиосвязи

 

Методика расчёта организационной структуры (ОС) полигона средств радиосвязи заключается в установлении и закреплении взаимосвязей между структурными элементами различных иерархических уровней в соответствии с требованиями к ОС и методами их формирования [3, 4, 6].

Сравнительная оценка сформированных вариантов структуры может быть проведена с использованием ряда показателей [1].

Оценка пропускной способности структуры Учебного центра (УЦ) по подготовке специалистов i-го ВУС осуществляется с использованием выражения:

,                                          (2.1)

где Ni – количество учебной техники связи для специалистов, необходимой для обучения специалистов i-го ВУС;

– фонд эксплуатации одного комплекта в периоде подготовке;

M – количество одновременно обучаемых специалистов;

– время, отведённое программой для подготовки одного специалиста на  i-ом образце аппаратуры связи.

При оценке m обычно берётся равным 1, так как пропускная способность в первую очередь будет определена количеством техники для индивидуальной подготовки специалистов.

Среднее значение пропускной способности за учебный центр (М) определяется выражением:

,                                      (2.2)

где  n – количество специальностей, по которым осуществляется подготовка в УЦ.

Значение величины пропускной способности сформированной структуры УЦ должно обеспечивать выполнение планового задания по подготовке специалистов (2.3). Количество специалистов в i-м эшелоне  на конец периода времени t описывается следующим выражением [10]:

,                   (2.3)

где – количество специалистов в эшелоне в начале периода времени;

– число специалистов, поступивших в i-й эшелон из внешнего по отношению к подсистеме источника в течение периода t (входной поток);

– число специалистов, перешедших из i-го эшелона в другие эшелоны подсистемы и прибывших из других эшелонов в i-й эшелон (промежуточные потоки);

– число специалистов  i-го эшелона, покинувших подсистему в течении периода времени t (выходной поток).

Таким образом, состояние эшелона и всей подсистемы можно описать следующими показателями:

– число специалистов, находящихся в i-м эшелоне в момент времени t;

– плановое число мест в i-м эшелоне, подлежащих заполнению специалистами к моменту времени t;

– вектор, показывающий текущее состояние подсистемы;

N – число эшелонов в подсистеме;

– вектор, показывающий плановое количество мест в эшелонах подсистемы на момент времени t.

Одной из важнейших характеристик организационной структуры является степень централизации, которая отражает степень сосредоточения функций принятия решений на верхних уровнях управления организацией [3, 7]. Во многих исследованиях степень централизации принимается за основной показатель и проблема построения ОС сводится к поиску наилучшей в соответствии с некоторым критерием степени централизации. При этом предполагается, что при увеличении централизации управления уменьшаются потери, возникающие из-за неправильного принятия решений, неточности используемой информации и т.п.

Наибольшее распространение в последнее время в оценке степени централизации получил информационный подход [5]. Оценка производится при помощи расчетов коэффициентов a (степень централизации) и b (коэффициент использования элементов в системе), которые определяются из следующих выражений:

,                                 (2.4)

где – системная сложность, т.е.содержание системы как целого;

– взаимная сложность, которая характеризует степень взаимосвязи элементов в системе;

– собственная сложность, представляющая суммарную сложность элементов системы вне связи их между собой.

Системная сложность численно равна:

,                                                 (2.5)

где  n – количество элементов на нижнем уровне иерархии.

Собственная сложность численно определяется как сумма отдельно взятых частей ОС:

,                                       (2.6)

где m – количество отдельно рассматриваемых частей ОС с одинаковым;

n – количество элементов на нижнем уровне в иерархии в рассматриваемой части ОС;

i – общее количество частей.

Взаимная сложность определяется как разность:

.                                              (2.7)

Одним из основных требований к построению структуры является требование равномерности структуризации, которая может быть оценена по равномерности распределения средней нормы управляемости по уровням иерархии структуры.

Средняя норма управляемости h для  j-го уровня иерархии может быть определена из выражения [2, 3]:

,                                                 (2.8)

где  – норма управляемости в j-м организационном элементе данного i-го уровня иерархии;

n – количество элементов с различной формой управляемости.

Обычно стремятся к тому, чтобы средняя норма управляемости по уровням иерархии имела одинаковые значения при соблюдении требований к её количественному значению [2, 6].

Ещё одним основным требованием при формировании ОС является обеспечение выполнения принципа наименьшего взаимодействия подсистем, входящих в ОС, достижение которого может быть оценено с помощью такого показателя, как уровень функциональной концентрации (), который определяется выражением [3]

,                                                (2.9)

где  – количество подсистем ОС, занятых исполнением i-й функции системы.

В соответствии с требованием функциональной замкнутости значение данного показателя должно стремиться к единице.

Кроме вышеописанных основных показателей оценки сформированной ОС в ряде случаев может быть полезно использование для оценки структур и других показателей.

 

5.3.2  Расчёт потребности в учебном оборудовании, структуре и составе учебно-материальной базы радиополигона

 

Качественный и количественный состав учебно-материальной базы (УМБ) оказывает большое влияние на эффективность процесса подготовки специалистов в вузе.

В настоящее время к УМБ частей и соединений связи предъявляются

 

 

следующие требования [11, 12, 13]:

1) возможность изучения устройства и способов применения средств связи различного назначения;

2) комплексное использование тренажёров, техники связи различных групп эксплуатации (боевой, учебно-боевой, учебной);

3) возможность проведения занятий по боевому слаживанию экипажей и подразделений;

4) эффективное применение технических средств обучения;

5) обеспечение качественного проведения всех видов занятий по дисциплинам  боевой подготовки в соответствии с требованиями программы подготовки;

6) возможность обеспечения требуемого количества тренировок для каждого специалиста при отработке задач и нормативов (индивидуально и в составе экипажа, подразделения);

7) обеспечение возможности выполнения программы всеми обучаемыми.

Одним из основных направлений в совершенствовании организационной структуры радиополигона является обоснование структуры и состава средств УМБ [1].

Основными исходными документами, используемыми для расчёта потребности в оборудовании, являются [1]:

1) программа подготовки по данной специальности;

2) перечень типового оборудования по данному предмету подготовки;

3) руководящие методические документы и другие источники, содержащие рекомендации по применению оборудования в учебном процессе.

Порядок выполнения расчета

Расчет выполняется в следующем порядке:

1) по всем специальностям и предметам обучения определяются виды занятий, при проведении которых планируется использовать расчетное учебное оборудование или технику связи;

2) с учетом требований программы подготовки и структурно-логических схем дисциплин учебные процессы по дисциплинам расчленяются на расчетные учебные занятия. Занятия, на которых расчетное оборудование не используется, не учитывается;

3) фонд учебного времени рассчитывается по следующей формуле:

,                              (2.10)

где – среднее количество учебных занятий в сутки, в течение которых оборудование может использоваться непосредственно в учебном процессе;

Д –  количество учебных дней в неделе;

N –  количество учебных недель в расчетном периоде;

4)  исходя из опыта организации учебного процесса и планов развития УМБ учебного центра,  определяются учебные помещения и  полевые объекты УМБ, на которых будет стационарно установлено расчетное учебное оборудование;

5)  суммарная длительность каждого расчлененного занятия рассчитывается по следующей формуле:

,                                  (2.11)

где  – длительность 1-го расчлененного занятия в часах согласно программе боевой подготовки;

– общее количество специалистов, которые должны в течение периода подготовки участвовать в j-м учебном занятии;

– численность обучаемых, которые могут одновременно участвовать в j-м учебном занятии на элементе УМБ. Задается в соответствии с требованиями организации учебного процесса.

Если  получается дробной, то его значение округляется до ближайшего большого числа, кратного длительности элементарного учебного занятия.

,                          (2.12)

где – суммарная длительность расчетного учебного занятия, проводимого в подразделении Y в период времени подготовки с применением j-й подвижной (переносной) техники связи (учебного оборудования).

Расчёты ведутся раздельно для стационарного оборудования (по учебным подразделениям);

6)  суммарная длительность всех расчётных занятий, на которых используется рассчитываемое учебное оборудование, определяется по формуле

,                             (2.13)

где l – количество различных расчетных учебных занятий, проводимых на элементе УМБ в период времени подготовки Z с применением j-го оборудования;

7)  в соответствии с требованиями методики и организации учебного процесса для каждого расчетного учебного занятия задается количество одновременно принимаемых экземпляров оборудования;

8)  производятся расчеты по следующим формулам:

а) потребность в j-м оборудовании, стационарно установленном на элементе  для периода времени Z, определяется по формуле

,                           (2.14)

где njx – максимальное количество установленных и одновременного используемых экземпляров j-го оборудования на элементе в  в период времени Z. Задается в соответствии с требованиями методики организации учебного процесса и возможностями учебного центра;

T – фонд времени использования оборудования в период подготовки.

Если N– дробное, то есть его величина округляется до ближайшего большего целого числа, кратного n.

б) потребность для периода Z определяется по формуле

N= .                                                    (2.15)

Получившаяся величина округляется до ближайшего большего числа кратного n.

Одним из основных элементов УМБ УЦ являются специализированные классы для подготовки радиотелеграфистов. Расчет потребностей в специализированных классах ведется в следующей последовательности [13]:

1)  определяется общий фонд учебного времени (за год, период, неделю)

T= t·z·d,                                                          (2.16)

где tдлительность одного учебного занятия;

z – плановое количество занятий в течение учебного дня;

d – количество учебных дней в учебном году, периоде, неделе.

2) рассчитывается время использования класса на учебных занятиях различного вида

T= ,                                                                  (2.17)

где M – плановое количество обучаемых;

m – ёмкость класса (например, количество посадочных мест в классе, оборудованном комплектом «Учеба-1»;

 – длительность занятий в классе согласно программе;

3) определяется общее количество классов

.                                           (2.18)

С целью повышения достоверности результата при вычислениях могут учитываться поправочные коэффициенты:

k1 – учитывает необходимость запаса в оборудовании в связи с его профилактическим ремонтом (обычно k1 берется примерно равным 1,1);

k2 – коэффициент, учитывающий необходимость наладки оборудования в перерывах между занятиями (k2=1,1–1,8);

k3 – коэффициент, учитывающий неравномерность использования оборудования в течении учебного периода

,                                                       (2.19)

где Тmaxi , Tcpi – максимальные и средние недельные потребности в часах в i-м оборудовании.

Для сравнительной оценки обеспеченности учебных центров учебным оборудованием, подвижной техникой, классами вводится показатель – уровень обеспеченности учебными средствами ()

,                                                   (2.20)

где Njф – фактическое количество комплектов (штук)  j-го учебного средства в учебном центре (цикле, подразделении);

Njn – плавное (требуемое) количество;

9) полная потребность учебного цикла (N) в j-м оборудовании определяется по формуле

N=N+N ,                                                  (2.21)

где N– количество j-го стационарного оборудования в цикле;

N – количество j-го переносного (подвижного) оборудования в цикле;

10) определяется полная потребность учебного центра в j оборудовании ():

,                                                     (2.22)

где R – количество учебных циклов в учебном центре;

11) рассчитывается потребность для циклов  и центра  в j-м оборудовании по формулам

;                                                  (2.23)

,                                                (2.24)

где N и N – фактическое наличие  j-й учебной техники и оборудования в учебном цикле и центре в целом;

12) рассчитывается значение показателя оснащенности УЦ учебной техникой и оборудованием j-го типа по формуле

,                                                        (2.25)

где N – фактическое количество комплектов (штук) j-го учебного средства в учебном  центре (цикле, подразделении);

N – плановое (требуемое) количество.

При расчётах учитывается также, что при использовании в учебном процессе техники связи боевой и учебно-боевой групп в качестве фонового времени используются действующие ограничения на эксплуатацию техники вышеуказанных групп в учебных целях.

Расчет количества классов для подготовки специалистов осуществляется по формуле

.                                              (2.26)

С целью повышения достоверности результата при вычислениях могут учитываться поправочные коэффициенты:

k – учитывает необходимость запаса в оборудовании в связи с его профилактическим ремонтом (обычно k берется примерно 1,1);

k – коэффициент, учитывающий необходимость накладки оборудования в перерывах между занятиями (k=1,1-1,8);

– коэффициент, учитывающий неравномерность использования оборудования в течение учебного периода.

= ,                                              (2.27)

где Tmaxi, Tсрi  – максимальное и среднее недельные потребности в часах  в i-м оборудовании.

При практических расчетах целесообразно использовать расчетную карту, которая может служить также и для обоснования заявок на необходимую учебную аппаратуру связи.

Расчётная карта может содержать следующие размеры [1]:

1) учебный цикл (наименование):

— дату выполнения расчёта;

— расчётное оборудование, наименование;

— адреса размещения стационарного оборудования (номера учебных объектов);

— дополнительную потребность в учебной аппаратуре учебного цикла;

2) специальность:

— предмет боевой подготовки;

— номера расчёта учебных занятий;

— суммарные длительности расчетных учебных занятий и нормативное количество комплексов аппаратуры, используемой на данных занятиях;

— фонд времени возможной загрузки аппаратуры на занятиях;

— расчётные данные о потребности в учебном оборудовании;

— коэффициент обеспеченности учебной аппаратурой связи.

Расчёт ведётся по всем типам учебной аппаратуры, необходимой для организации процесса подготовки специалистов в учебном центре.

На каждое учебное помещение или объект УМБ оформляется паспорт, основной частью которого является расчетная карта.

Кроме этого паспорт оформляется на учебный центр в целом. Важным разделом такого паспорта также является карта оснащенности, содержащая необходимую информацию о находящемся в помещении оборудовании:

— наименование;

— количество комплектов (штук);

— год выпуска и год ввода в эксплуатацию;

— стоимость;

— условия эксплуатации (установлена стационарная или подвижная техника (переносная);

— решения по её развитию.

Оформление паспортов учебных помещений, других объектов УМБ, учебного центра в целом с приложением к ним расчетных карт дает возможность командованию иметь данные для анализа состояния УМБ в УЦ и принятия решения по её развитию и совершенствованию.

Кроме того, для более полной и всесторонней оснащённости УЦ учебной техникой, оборудованием и ТОО можно использовать такой показатель, как коэффициент учебной техники связи, применяемой в учебном процессе ():

,                                            (2.28)

где Nсп – количество наименований учебной техники связи, типы которых соответствуют утверждённому перечню специальностей и требованиям войск;

N – общее количество наименований учебной техники, применяемой в учебном процессе.

На основе анализа показателей, приведённых ранее, и данного показателя вырабатываются научно обоснованные решения, необходимые для управления процессом оснащения УЦ учебной техникой и оборудованием.

Полученные результаты используются в процессе совершенствования организационно-штатной структуры УЦ.

Расчёт потребности в оборудовании учитывает время, выделяемое для обеспечения специалиста программой подготовки. Однако в реальных условиях учебная техника эксплуатируется в целях учебно-методической подготовки инструкторов, преподавателей и в самостоятельной работе специалистов, инструкторов и преподавателей.

 

Сбор статистики и уточнение нормативов выделения времени            на подготовку специалистов

С целью уточнения потребности в учебной технике связи и оборудовании в учебном центре ведется работа по сбору статистики и уточнению нормативов выделения времени на подготовку специалистов, инструкторов и преподавателей.

При определении нормативов необходимо учитывать их динамический характер, поэтому важным является не определение «разовых»  нормативов, отражающих потребность в учебной технике на определённом этапе развития системы подготовки специалистов, а выявление механизма нормообразования, позволяющего получить значения нормативов обеспечения различными типами учебной техники связи в условиях её развития.

Важнейшим из нормативов обеспечения учебной техники процесса подготовки специалиста является норматив времени, отведённый для практических занятий на средствах связи. В основе расчёта данного норматива могут быть положены следующие учебно-методические документы:

— руководящие документы, определяющие квалификационный уровень специалиста связи;

— планы (программы) подготовки специалистов;

— статистические данные о продолжительности тренировок специалиста для достижения им требуемого уровня подготовки, полученные в ходе наблюдений за процессом обучения.

В соответствии с типовыми программами специальной (ТСП, технической) подготовки специалиста она реализуется в виде последовательности занятий Z:

,                                      (2.29)

где  l количество занятий.

Каждое Zl и Z может быть охарактеризовано вектором параметров:

(2.30)

где   – продолжительность занятия в часах;

– тип занятия;

– потребность занятия по времени практической работы на аппаратуре связи (часов на специалистов).

Потребность в технике на подготовку специалиста характеризуется значением суммарной потребности в практических занятиях множества Z, на средствах связи :

,                                       (2.31)

где  – время одного практического занятия с применением учебной      техники;

S – количество таких практических занятий в периоде подготовки.

Значение  может быть определено по формуле

,                                              (2.32)

где  – коэффициент вида занятия, определённый либо путём измерений и статистической обработки значений соответствующих коэффициентов для реальных учебных занятий, либо путём моделирования учебной нагрузки с использованием сетевых моделей выполнения различных видов учебной деятельности;

– длительность занятия.

Значение  характеризует основную составляющую учебной нагрузки. В ходе сбора статистических данных уточняются программные требования по длительности подготовки специалиста на том или ином типе аппаратуры связи и вырабатываются соответствующие рекомендации. Кроме этого источниками рабочей нагрузки могут являться также множество тренировок (S), выполняемых обучаемыми самостоятельно (вне плановых занятий) в процессе закрепления полученных на занятиях умений и навыков, а также множество (P) различного вида работ, выполняемых офицерами-преподавателями и инструкторами в процессе подготовки к проведению занятий (сюда же можно отнести время, необходимое для ремонта и технического обслуживания учебной техники).

С учётом вышесказанного нормативы обеспечения учебного процесса могут быть вычислены по формуле

,                                       (2.33)

где  – коэффициент относительной потребности в технике на учебно-методическую подготовку руководителей занятий;

– коэффициент относительной потребности на нужды самостоятельной подготовки обучаемых.

Значения hp и hs определяются при помощи набора соответствующих статистических данных.

При получении вышеуказанных данных количество комплектов учебной техники связи (Ni) определяется из выражения

,                                             (2.34)

где  – плановое количество обучаемых i-и специальности;

– максимально возможное время эксплуатации одного комплекта учебной техники связи i-го типа за период обучения (определяется учебным планом и принятой формой организации занятий).

Организация мероприятий по определению и корректировке нормативов позволяет создать соответствующую нормативную базу, регламентирующую обеспеченность вуза связи учебной техникой и оборудованием. Предлагаемый метод определения потребности в учебном оборудовании является на данный момент одним из наиболее точных.

     Основными исходными данными для определения структуры и состава учебно-материальной базы учебного центра являются перечень специальностей и расчёт количества специалистов по ВУС, запланированных для подготовки в УЦ управлением НВС ВС РФ [1].

 

5.4            Перспективы и направления дальнейшего развития УМБ кафедры  

УМБ и экономическая деятельность учебно-научного подразделения

Учебно-материальная  база  высшего военно-учебного заведения включает комплекс зданий, сооружений,  материальных и технических средств,  предназначенных для выполнения возложенных на вуз задач.

Кафедра является основным учебно-научным подразделением вуза, осуществляющим проведение учебной, воспитательной, методической и научной работы, а также мероприятий по совершенствованию учебно-материальной базы.

Основными элементами учебно-материальной базы учебно-научного подразделения являются:

—  вооружение и военная техника, используемая в процессе обучения;

—  учебно-материальная база: здания с корпусами и сооружения с учебными аудиториями (лекционными залами), специализированными классами, кабинетами, аудиториями, лабораториями, залами (классными) для курсового и дипломного проектирования, другими учебными и учебно-вспомогательными помещениями, оснащенными средствами информационной и вычислительной техники, лабораторным оборудованием и установленными техническими средствами обучения и контроля,  другим оборудованием и наглядными пособиями;

— тренажерная база: учебно-тренировочные и эксплуатационные комплексы и системы, учебные командные пункты и учебные пункты управления, оснащенные тренажерами, учебным вооружением и военной техникой, другими тренировочными средствами;

— полевая учебная база: полигоны, учебные центры, обеспеченные вооружением и военной техникой, тренажерами, оснащенные средствами связи, управления и контроля;

— база для выполнения научных исследований: специализированные объекты, оборудование и оснащение в соответствии с характером и видом выполнения научных работ;

— база и средства материального обеспечения: учебные библиотеки , читальные залы, тетради, учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы, научная и справочная литература, уставы, наставления, руководства и другие нормативные документы, компьютерные программы, кино-, фото- и видеоматериалы;

—  объекты обеспечения учебного процесса: учебно-производственные мастерские, склады и другие объекты.

Учебно-научные подразделения обеспечиваются в пределах средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны; денежными средствами – по статьям Министерства обороны; вооружением и военной техникой, тренажерами, вычислительной техникой, оборудованием, приборами, техническими средствами обучения, запасными частями, ремонтными комплектами и другими военно-техническим имуществом – в соответствии со штатами, табелями к штатам и нормами снабжения по заявкам вуза через соответствующие довольствующие органы, службы – в первую очередь. Нормы снабжения предусматриваются начальниками, имеющими в подчинении вузы через каждые пять лет, а также при переходе к обучению по новым специальностям, новым планам и программам. Уточнение норм производится ежегодно к 1 июля.

Учебниками и учебными пособиями учебно-научные подразделения обеспечиваются из расчета по одному экземпляру на каждого курсанта (слушателя), а также на каждого слушателя-заочника и преподавателя. Уставами, наставлениями, руководствами – заказывающими (довольствующими) органами) по заявкам вуза, заводской, технической, эксплуатационной и ремонтной документацией по новым образцам вооружения и техники – заказывающими (довольствующим) органами одновременно с поставкой образцов;

Учебниками, кино- и видеофильмами – в соответствии с нормативными документами, регламентирующими производство и прокат кинофильмов в Вооруженных силах.

Количество и площадь аудитории (лекционных залов), специализированных классов, кабинетов, лабораторий и других учебных и научно-вспомогательных помещений должны соответствовать установленным нормам.

В высшем военном учебном заведении разрабатывается перспективный план развития и совершенствования учебно-материальной базы, который согласовывается с соответствующими запаздывающими (довольствующими) органами, службами и утверждается начальником, которому подчинили вуз. На основе перспективного плана в вузах на каждый календарный год разрабатывается план развития и совершенствования учебно-материальной базы, утверждаемый начальником, которому подчинен вуз. Разработку перспективного и годового планов развития и совершенствования учебно-материальной базы организует заместитель вуза по учебной и научной работе. В разработке планов принимают участие заместители начальника вуза,  начальники кафедр, отделов и служб. Материально-техническое обеспечение выполнения планов развития и совершенствования учебно-материальной базы возлагаются на заместителей начальника вуза по материальному обеспечению и по вооружению.

Перспективы и направления дальнейшего развития учебно-материальной базы кафедры

Для выполнения приемов и действий обучаемых по работе на средствах связи (ведение парного обмена на телеграфных аппаратах, прием на слух, передача ключом или датчиком) дополнительно оборудовать два-три специализированных класса, оснащенных техническими средствами обучения и контроля, средствами связи и управления.

С целью научить курсантов самостоятельно применять полученные знания,  для решения конкретных практических задач, привития навыков самостоятельно проектирования, производства расчетов, проведения научных исследований и обоснования принимаемых решений подготовить и создать классы (1–2) для курсового проектирования, оснащенные средствами информационной и вычислительной техники, наглядными пособиями, учебниками, учебными пособиями и учебно-методическими материалами, научной и справочной литературой, компьютерными программами, кино-, фото- и видеоматериалами.

Для выполнения приемов и действий обучаемых на технике связи и автоматизированных средствах управления, для совершенствования практических навыков специалистов по работе на средствах связи и АСУ и определения уровня специальной подготовки, а также для проведения испытаний на определение классной квалификации планируется создать радиополигон, структурная схема которого представлена в разделе 3.

Наличие современной учебно-материальной базы по подготовке радиоспециалистов на кафедре радиосвязи, высокий методический и педагогичес-кий уровень профессорско-преподавательского состава, его целенаправленная работа – залог успеха в подготовке офицеров-связистов.

Выводы:

1) анализ руководящих документов и существующих нормативов  для    офицеров на различных должностях позволит сделать следующие выводы:

—  подготовку офицеров-специалистов радиосвязи необходимо осуществлять в соответствии с требованиями «Сборника единых нормативов и учебных задач», часть 1, учитывая предложенные изменения  и добавления, которые, в свою очередь, позволят усовершенствовать учебные задачи и нормативы, приблизить их к реальным условиям, в которых приходится обеспечить связь, кроме того, повысить уровень профессиональной подготовки офицеров, их выучку и мастерство;

—  переход к классной квалификации, независимо от ВУСа  и занимаемой офицером должности, позволит осуществить общий подход к профессиональной подготовке офицеров, повысить требования к ней, систематизировать порядок роста офицеров как специалиста в своей сфере деятельности;

2) для офицерского состава программа испытаний должна состоять из теоретической и практической частей.

Теоретические знания испытуемых проверяются согласно «Инструкции о порядке присвоения классной квалификации военнослужащим Российской Армии и Военно-морского флота», «Дополнительных требований» и действующих в видах ВС РФ программ (курсов) командирской подготовки офицеров.

Кроме того, в теоретическую часть необходимо включить 30 вопросов из тематики командной и специальной подготовки, предусмотренных для штатной категории сдающего на повышение (подтверждению) классной квалификации (КК).

В практическую часть включается проверка навыков в проведении оперативно-тактических расчетов, выполнение индивидуальных нормативов с вооружением и военной техникой и решение задач по управлению подразделениями и частями в бою.

Степень профессиональной подготовленности военнослужащих определяется исходя из общей оценки с учетом оценок, полученных на итоговой проверке.

Военнослужащие, которым КК была снижена, могут быть допущены к испытаниям на восстановление в прежней КК на общих основаниях, но офицеры – через год со дня снижения их класса.

Наличие у военнослужащих в течение 2-х лет КК мастера или 1 класса должно учитываться при выдвижении их на вышестоящие должности  или при досрочном присвоении очередных званий. Офицерам, получившим КК 1, 2 класса и мастера, должно выплачиваться денежное вознаграждение.

Но, несмотря на вышеупомянутые требования, выдвигаются и общие дополнительные требования при проведении испытаний на присвоение КК ко всем офицерам-радиотелеграфистам. Эти требования к специалисту приведены в работе;

3) радиополигон представляет собой систему оборудованных и заранее подготовленных рабочих мест обучаемых, подыгрывающих лиц, руководителя занятий и его помощников для проведения занятий по обучению личного состава работе на средствах связи.

Радиополигон называется управляемым, когда он оборудован двусторонней связью между рабочими местами обучаемых и руководителя занятий, а также автоматическими и полуавтоматическими устройствами для создания помех, сигнализации и контроля.

 

Пятая глава: 2 комментария

  1. спосибо за пособие,наиболее эффективно применять нормативы при работе на СС перед выполнением уч. задач. Подходы к изучению CW кода(Морзе)различны требования к специалистам слухачам упали (считают за ненадобностью).Ваше
    мнение какое (нужен последний резерв связи или нет)? я использую АРАК 2 но мне больше подходит и это мое и не только мое мнение предлоеный Вами тем план(изучение схоно звучащих знаков)есть ли программа под винду по типу АРАК с начальным этапом обучения(по переходным уровням)если есть то отпишите в личку, Спосбо за сайт.

  2. Я работаю профессором на кафедре «РАДИО….»Рязанского десантного училища и использую наработки Рязанского училища связи по подготовке «слухачей». Результаты не плохие, работаю и с курсантами и с солдатами и с офицерами и с контрактниками. Через три месяца принимают до 10 групп, работают на ключе и Р-010.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>