Первая глава

1  ХАРАКТЕРИСТИКА  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ  ПРОЦЕССОВ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РАДИОСПЕЦИАЛИСТОВ

 

1.1 Познавательная психическая деятельность

 

Познавательная психическая деятельность формируется на основе ощущений, восприятия, внимания, памяти, представления и др.

Ощущение является  простейшим психическим процессом познания человеком окружающих предметов и явлений, их свойств и качеств.

В практике работы радиотелеграфистов большое значение имеют развитые слуховые и двигательные ощущения. На основе слуховых ощущений происходит формирования навыка слухового радиоприема, контроль за работой аппаратуры и т. д.

Раздражителем для слуховых ощущений являются звуковые волны. Орган слуха человека воспринимает от 16 до 20 000 звуковых колебаний в секунду. Ухо наиболее чувствительно к звукам около 1 000 колебаний в секунду. Эта особенность радиотелеграфистами учитывается при выборе оптимальных условий для ведения слухового радиоприема. Различают ощущения  музыкальных звуков и ощущения шумов. Последние характеризуются отсутствием определенной периодичности колебаний звуковых волн, свойственных музыкальным тонам.

Двигательные ощущения дают возможность отражать изменения в положении рук во время передачи ключом и работы на клавиатуре датчика кода Морзе, сигнализируют о степени сокращения мышц. Эти ощущения помогают создавать правильное представление о направлении, силе и траектории движения кисти руки и пальцев при ударе по клавишам, а также осуществлять двигательный контроль за своими действиями и движениями.

Процессы ощущения имеют большие закономерности. К ним относят минимальный и максимальный пороги различения, адаптацию, явления контрастности. При постепенном уменьшении силы звука можно в определенный момент получить настолько слабый звук, что он не будет ощущаться – наступит нижний порог различения. Если же увеличивать силу звука, то наступит такой момент, когда ухо перестанет замечать увеличение его интенсивности. Это будет верхний порог различения. Действия раздражителя выше верхнего порога ощущения могут привести к болевым ощущениям.

Чувствительность органов чувств изменяется при длительном воздействии раздражителя. Это явление называется адаптацией (приспособлением).

Один и тот же раздражитель может ощущаться по-разному, в зависимости от наличия одновременного действия других раздражителей. Эта особенность ощущения называется явлением контраста. Например, на фоне шумовой помехи сила радиотелеграфного сигнала кажется слабой, но стоит убрать помеху, тот же сигнал ощущается как более сильный. Одновременно с ощущением и на его основе происходит другой, более сложно организованный психический познавательный процесс – восприятие.

Восприятие – это чувственное познание человеком предметов и явлений в целом. Целостный характер восприятия заключается в том, что каждая часть воспринимаемого предмета зависит от целого, и наоборот, – целое определяет его часть. Например, при слуховом радиоприеме комбинации из двух коротких и трех длинных звуковых посылок радиотелеграфист воспринимает знак – цифру «2». Здесь по частям устанавливается целое. Но если из комбинации указанных посылок, по каким-либо причинам выпадает, например, вторая короткая посылка, то радиотелеграфист при помощи мышления представит себе целостную структуру комбинации радиотелеграфного       знака – цифру «2». Осмысленность в восприятии проявляется в том, что воспринимаемый предмет сравнивается с прошлыми восприятиями, прошлым опытом, полученными ранее сведениями и знаниями.

Восприятию присуща также избирательность. В восприятии предмет всегда выделяется на том или другом фоне, и последний в некоторых случаях затрудняет восприятие. Так, радиотелеграфист, ведя слуховой радиоприем, одновременно слышит работу нескольких радиостанций, однако он воспринимает сигналы только своего корреспондента, а остальные отходят как бы на второй план.

Большое значение для успешности восприятия изучаемого, а также формирования умений и навыков имеет внимание.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, на каком-либо предмете для более четкого его восприятия. Большинство допускаемых радиотелеграфистами ошибок часто относят за счет их невнимательности. Однако это не всегда так. Причинами ошибок могут быть особенности восприятия, памяти, отсутствие нужных знаний, навыков и умений обучаемых.

Внимание может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное внимание наблюдается при преднамеренном, целенаправленном выполнении какой-либо деятельности.

Непроизвольное внимание – это внимание непреднамеренное, не сопровождающееся   волевыми усилиями. Например, при работе на радиостанции загорание красной лампочки, сигнализирующее о перегреве аппаратуры, сразу же становится объектом непроизвольного внимания. Вниманию присущи и такие его свойства, как концентрация, распределение, переключение и устойчивость.

Концентрация внимания характеризуется сосредоточенностью его на главном, то есть на том, что является целью деятельности.

Распределение внимания характеризуется возможностью одновременного выполнять несколько действий, движений или же сложную деятельность, состоящую из многих одновременно выполняющихся операций. Радиотелеграфисту, например, при работе на радиостанции приходится одновременно вести прием текста радиограммы, записывать в аппаратном журнале, следить за режимом работы радиостанции, более удобно располагать рабочую документацию и выполнять целый ряд других операций. На выполнении каждого действия радиотелеграфист направляет какую-то часть внимания.

Переключения внимания характеризуется преднамеренным перемещением его от одного объекта к другому. Различают краткое и одновременное переключения внимания.

Устойчивость внимания характеризуется длительностью его сосредоточения,  на каком-либо объекте или процессе. Например, на занятиях по слуховому радиоприему большинство обучаемых в течение длительного периода сосредоточивают свое внимание на приеме и записи текстов. Другие же этого делать не могут и в процессе приема то и дело отвлекаются на посторонние раздражители и по этой причине допускают много искажений.

В процессе обучения руководитель должен бороться с рассеянностью обучаемых. Рассеянность – это общее ослабление внимания. Иногда обучаемый не может ни на чем сосредоточиться. Причиной этого в большинстве случаев бывает утомление, скука, большая сила концентрации внимания на каком-то другом предмете или действии. Например, радиотелеграфист после приема контрольного текста при дальнейших упражнениях не может сосредоточиться, так как его мысли все еще прикованы к предыдущему действию.

Громадную роль в процессе усвоения знаний играет память              обучаемого.

Память – это процесс запоминания, сохранения и последующего узнавания того, что раньше воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось. Процессы памяти могут быть произвольными и непроизвольными. Непроизвольное запоминание происходит тогда, когда не ставится цель что-то запомнить и запоминание происходит без волевых усилий. Произвольное запоминание происходит в том случае, когда ставится цель что-то запомнить.  Одной из форм произвольного запоминания является заучивание. Запоминание может быть механическим и логическим. Механическое запоминание происходит без осознания логической связи и зависимости частей усваиваемого материала. Такое, например, запоминание расположения клавиш датчика Р-010. Логическое же запоминание протекает на основе логических связей между частями материала, при этом происходит его осмысление, анализ и обобщение.

Воспроизведение – это процесс памяти, при котором в сознании возникают образы того, что было воспринято и закреплено в прошлом. В практике обучения радиотелеграфистов воспроизведение играет большую роль. Прежде чем повторить какое-то ранее освоенное движение или действие, обучаемый воспроизводит его в памяти.

Наиболее легким видом воспроизведения является узнавание,  которое заключается в том, что при повторном восприятии или выполнении какого-то действия обучаемый осознает, что он это когда-то уже воспринимал или делал. Примером  этого служит узнавание радистом радиотелеграфных знаков при слуховом радиоприеме.

Забывание представляет собой процесс, обратный запоминанию, и протекает неравномерно. В течение первых пяти дней после заучивания он происходит интенсивнее, чем в последующие пять дней. Учитывая это, повторение нужно начинать как  можно раньше, а не тогда, когда изученное уже забыто. Это относится и ко всем упражнениям, посредством которых вырабатываются определенные навыки. Например, упражнения по слуховому радиоприему должны повторяться регулярно, перерывы не должны превышать 48 часов. Практическое применение изученного также предупреждает забывание. Так, изученные правила радиотелеграфного обмена очень быстро забываются, если они не закрепляются при работе на средствах связи.

Психология рассматривает четыре основных вида памяти:

— двигательную (моторную);

— эмоциональную;

— наглядно-образную;

— словесно-логическую;

И шесть типов памяти:

— зрительную;

— слуховую;

— двигательную;

— смешанную;

— наглядно-образную;

— словесно-логическую.

Радист со зрительным типом памяти быстрее запоминает графическое изображение радиознака в виде точек и тире, нежели звуковой его образ. Такие радисты слуховые восприятия вначале воспроизводят в виде зрительных образов, а затем переводят в слуховые.

Обладающие слуховым типом памяти лучше запоминают то, что слышат, и хуже то, что видят. Например, если на классной доске будет графически изображен радиотелеграфный знак в виде точек и тире и после этого радист прослушивает звучание этого знака в телефонах, то звуковое изображение он запомнит быстрее и лучше. Такие радисты зрительные восприятия воспроизводят в виде слуховых образов, то есть когда они смотрят на графическое изображение знаков в виде точек и тире, воспринимают их так, будто они звучат.

Обладающие двигательным типом памяти хорошо запоминают все движения, совершаемые при передаче ключом, работе на радиостанциях.

У большинства обучаемых всегда наблюдается смешанный тип памяти, так как люди с резко выраженным типом памяти встречаются очень редко. Обладающие наглядно-образным типом памяти лучше запоминают конкретный материал, а словесно-логическим ходом мысли – словесное объяснение.

Начальным звеном усвоения обучаемыми знаний является формирование в их сознании определенных представлений.

Представления выражаются в конкретном наглядном отражении предметов и явлений, ранее действовавших на органы чувств и непосредственно не воспринимающихся в данный момент. В практике обучения ни одно действие не совершается обучаемым без участия представлений.

Например, при овладении клавиатурой датчика Р-010 в начальный период, прежде чем ударить по клавише, обучаемый должен себе ясно представить показанные ранее руководителем занятий положение рук на клавиатуре, место расположения клавишей и технику удара по ней. Представление о предмете всегда полнее, четче, ярче и прочнее, если этот предмет часто является объектом внимания.

Уже через несколько занятий начинает складываться определенное мнение о способностях обучаемых.

Способности – это качества, которые являются предпосылками успешного осуществления человеком определенных видов деятельности.

Способности формируются на основе природных задатков, но не сводятся к ним. Если, например, обучаемый имеет хорошую природную память, слуховую восприимчивость и чувство ритма, это еще не дает основания полагать, что он может быть хорошим радиотелеграфистом. Задатки должны быть правильно развиты, чтобы они могли превратиться в способности. Таким образом, задаток станет способностью, если его упражнять и тренировать. Бывает так, что нужный для деятельности радиотелеграфиста задаток у обучаемого выражен слабо, но он проявляет в процессе учебы огромное упорство и трудолюбие и добивается высоких успехов, становясь радиотелеграфистом высокого класса.

Но бывает и так, когда обучаемый с хорошими задатками к овладению специальностью радиотелеграфиста в силу недостаточного желания и трудолюбия, неорганизованности и пассивности, а также других причин не может добиться высоких результатов и даже становится отстающим (способности обучаемого нельзя смешивать с уже имеющимися у него знаниями, навыками и умениями).

Отдельные обучаемые после нескольких занятий заявляют, что у них нет никаких способностей к слуховому радиоприему, передаче ключом. На самом же деле у них отсутствуют не способности, а необходимые для их развития навыки и умения.

Навыки  делятся на двигательные (моторные), сенсорные и умственные. К двигательным навыкам относится передача ключом, работа на клавиатуре датчика Р-010 и другие. Примером сенсорного навыка служит слуховой радиоприем.

Формирование навыков происходит в процессе упражнений. На первой стадии формирования двигательных навыков, особенно при отработке элементов движений, обучаемый осуществляет зрительный контроль за своими действиями. Так, например, при формировании навыка нажатия и отжатия обучаемый в первоначальном периоде зрительно контролирует положение пальцев на головке ключа, положение кисти и предплечья руки. По мере овладения навыком он со временем перестает смотреть на руку, ослабляет зрительный контроль. Постепенно вырабатывается умение контролировать положение пальцев, кисти и предплечья руки и их движения с помощью мышечно-двигательных ощущений.

Как правило, в начальный период упражнений навыки формируются довольно быстро. Чаще это относится к тем обучаемым, которые ранее имели опыт в родственной деятельности. В этом случае имеет место приспособление старого навыка для выполнения другой деятельности.

У другой части обучаемых в начале упражнений формирование навыков происходит медленно. Причин этому  может быть много: отсутствие опыта, позволяющего приспособить уже имеющиеся навыки, достаточных способностей для такого рода деятельности, слабая память, отсутствие интереса и др. Имеют место случаи, когда на определенном этапе развитие навыка затормаживается и дальнейшие упражнения успеха не приносят. Причин временной задержки в формировании навыка также много: потеря интереса обучаемого к упражнению, снижение темпа их работы и другие.

Умением называется способность человека выполнять определенный вид деятельности на основе ранее приобретенных знаний и навыков. Без прочных навыков оно не может быть сформировано. Однако понятие «умение» более широкое, чем понятие «навык», так как предполагает активное участие мышления и опирается на знания. Умелым радистом называют специалиста высокого класса, который не только владеет высокоавтоматизированными навыками передачи ключом, слухового радиоприема и работы на радиостанциях, но и применяет эти навыки в самых различных условиях.

Привычки, как и навыки, являются автоматизированными действиями, однако в них главное – не степень автоматизации действия, а потребность в его выполнении. Таким образом, потребность в выполнении действия отличает привычки от навыков. Например, руководитель занятия с первого дня обучает радиотелеграфистов определенному способу держания головки телеграфного ключа, правилам записи принимаемого текста и т.д. При многократных повторениях у обучаемого вырабатывается потребность делать и поступать так, как ему было приказано, в результате чего у него формируются нужные привычки. Это – пример полезных привычек, так как они помогают обучаемым уверенно, быстро и четко выполнять указанные действия без обдумывания их и припоминания нужных правил.

Бывают и вредные привычки, которые не способствуют успешному выполнению тех или иных действий, а, наоборот, сковывают их. Например, при передаче ключом у некоторых обучаемых вырабатывается и укрепляется привычка ставить локоть левой руки на стол. Это нарушает правильную рабочую позу и сковывает движение руки радиста при передаче текста.

Поскольку борьба с вредными привычками представляет известную трудность, обучающий должен  постоянно стремиться к тому, чтобы предупредить их возникновение.

Психомоторика – это связь психических процессов ( мысли, чувств, восприятия, воли) с мышечными движениями. Всякое движение радиотелеграфиста осуществляется с помощью мышц, поэтому рассматривается в статике и динамике. Статическая работа мышц в трудовом процессе обеспечивает определенное положение тела (позу), необходимое для выполнения какой-либо деятельности. Динамика движений характеризуется многообразием их качеств: темпом, ритмом, точностью, координацией, экономичностью.

Частота повторений однообразных движений называется темпом движения. Каждому обучаемому на определенном отрезке времени доступен свой наивысший (максимальный) темп движения, от которого зависит скорость передачи текстов ключом. Темп движения рук и пальцев радиотелеграфистов зависит от их натренированности, амплитуды (траектории), физического состояния обучаемого, темперамента и характера , привычности движений и состояния материальной части.  Движения радиотелеграфистов должны быть ритмичными.

  Ритм движения – это равномерное чередование одинаковых движений через равные интервалы. При ритмичной работе действия формируются как повторяющиеся циклы движения, совершаются плавно и гармонично, поэтому они менее утомительны и более продуктивны, чем неритмичные. Многие обучаемые не обладают достаточным чувством ритма, поэтому совершают движения, как правило, неритмично. По мере овладения навыком формируется определенный ритм однообразных движений. Образование ритма предполагает анализ времени каждого движения и интервала между ними. Как показали опыты, обучаемый способен различать время с помощью двигательного анализатора с очень большой точностью (до 0,1–0,005 с), причем достигается это после сравнительно небольшого числа упражнений. Условие ритма зависит от сложности ритмических движений и способностей, которые воспитываются в процессе деятельности.

Любое движение всегда связано с восприятием. Эта связь протекает в виде психомоторной реакции.

Реакция – это ответное движение на раздражитель. Психомоторные реакции делятся на три группы: простую, сложную и сенсорную координацию.

Каждая психомоторная реакция распадается на три акта, следующих один за другим:

— акт восприятия, называемый сенсорным моментом реакции;

— акт переработки, различения, выбора воспринятого, называемый центральным моментом реакции;

— акт движения, называемый моторным моментом реакции.

В простой психомоторной реакции акт выбора занимает очень малое время или вообще может отсутствовать. Простая психомоторная реакция – это ответ простым, заранее известным одиночным движением на внезапно появляющийся, но также заранее известный сигнал. Примером простой психомоторной реакции служит начало движения бегуна по взмаху флажка или выстрела пистолета.

В сложных психомоторных реакциях центральный момент заполнен одновременной работой внимания, памяти и мышления. Поскольку нужно ответить на один определенный сигнал из большого количества возможных сигналов, нужно его точно воспринять, узнать и выбрать то движение, которым необходимо на него ответить.

Примером сложной психотропной реакции служит слуховой прием радиотелеграфных знаков. Радист должен точно и быстро воспринимать каждый радиотелеграфный знак, определять, какой букве или цифре он соответствует и записывать его на бумаге в виде буквы или цифры.

Сложные психомоторные реакции протекают медленнее простых, так как в них усложняются акты восприятия и выбора. Воспринимать приходиться не один заранее известный сигнал, а один из многих сигналов, причем какой из них – неизвестно. В простой психомоторной реакции акт выбора, как правило, отсутствует. В сложной же реакции он занимает большее время.

В слуховом радиоприеме отчетливо обнаруживаются индивидуальные психологические особенности радиотелеграфистов. Одни не точно воспринимают звучание радиотелеграфных знаков, не различая их строение. Знак Х, например, воспринимаются как три коротких сигнала (три точки), в знаке Щ последнее тире воспринимается ими как точка и т.п. Другие точно воспринимают строение радиотелеграфных знаков, но это процесс у них протекает слишком долго, а поэтому не остается времени на определение значение знака и его запись. Третьи быстро и точно воспринимают строение радиотелеграфных знаков, но неправильно определяют их значение, допуская ошибки. Четвертые точно и быстро определяют строение радиотелеграфных знаков, но слишком долго уточняют их значение. Времени для записи знаков в таком случае не остается, и они делают пропуски, с опозданием вспомнив, какую букву или цифру нужно было записать. Учет этих индивидуальных психологических особенностей имеет большое значение для правильной организации работы с отстающими.

Необходимо различать время реакции и общее время реагирования.

Время реакции – это время от момента появления раздражителя (сигнала) до начала ответного движения на него. Общее время реагирования включает реакцию и выполнение ответного действия. Время реакции не остается неизменным. В результате правильно организованных тренировок оно значительно сокращается. Примером этого служит процесс наращивания скорости слухового радиоприема.

Сенсомоторная координация является сложным сенсомоторным процессом и связана с восприятием движущегося объекта и ответным движением на него. Сложность этого процесса состоит в том, что не только непрерывно изменяется воспринимаемый объект, на который нужно реагировать, но само ответное движение также не имеет постоянной структуры – оно должно изменяться и соответствовать положению движущегося объекта. Примером такой координации служит реакция слежения в деятельности оператора радиолокационной станции.

 

1.2           Сущность  и  содержание  некоторых  методик  обучения                радиоспециалистов

 

При рассмотрении проблемы повышения учебного процесса каждый организатор обучения неизбежно коснется методики обучения, то есть того, как быстрее, качественнее, рациональнее готовить высококвалифицированного воина-связиста. Это закономерно потому, что чем совершеннее методика проведения каждого занятия и в целом подготовки специалиста, чем полнее учтены требования к деятельности его в той или иной ситуации, тем плодотворнее будет использовано учебное время и тем успешнее выполнена боевая задача.

Среди обширного арсенала форм и методов обучения личного состава видное место занимает методика поэтапного ввода в строй. Ее применение, конкретная задача обучения и продолжительность каждого этапа закреплена программой боевой подготовки и разработана заслуженным деятелем науки, заведующим кафедрой факультета психологии МГУ профессором П.Я. Гальпериным.

На основе этой теории построено множество методик обучения более чем по 100 воинским специальностям.

Согласно теории П.Я Гальперина психологическая ориентирующая часть любой человеческой деятельности подобна или развернутому плану, или изложенному замыслу действий. От того, насколько она продумана, на какие отношения между различными факторами внешней среды и каким образом ориентируют специалиста, зависят конечные показатели его работы.

 

Обучаемому не раскрывают полную совокупность ориентиров и указа­ний (что и как делать), представленных, например, в форме так называемой схемы   полной   ориентировочной   основы   действий   (ООД)   или   учебно-тренировочной карты (УТК), руководствуясь которыми он может действовать правильно. Сам же обучаемый из-за отсутствия необходимых навыков чаще всего оказывается не в состоянии составить такой план.

Как следует изменить традиционную методику обучения, чтобы она соответствовала настоящей методике? Прежде всего обучаемому надо изложить последовательность и содержание всех этапов, которые ему предстоит пройти для усвоения нового материала, выработки определенных навыков, добиться осознания им внутренней необходимости такой учебы и взаимосвязь ее с конечной целью подготовки специалиста.

Один из путей усвоения схемы ООД – ее заучивание наизусть. Это очень нерациональный и малоэффективный путь, влекущий за собой большие потери в качестве и сроках обучения.

Другой, более короткий путь усвоения схемы – непосредственное ее применение для решения практических задач без предварительного заучивания. Для этого вся совокупность ориентиров и указаний представляется обучаемому в виде схем, чертежей, текстовых указаний и т.п.

Весь материал в целом и все его элементы должны быть понятны обучаемому и ясно вести его к конкретной цели.

Форма и способ задания схемы ООД (УТК) меняется в зависимости от конкретной цели и задачи обучения. Она или дается обучаемому сразу в готовом виде, или разрабатывается им в процессе ознакомления с материалом. Схема может быть линейной, сразу приводящей к конечному результату, либо иерархической, включающей в себя несколько последовательных стадий достижения заданной цели.

На начальном этапе обучения значительное время будет обучаемыми тратиться на анализ учебного задания (ситуации) и нахождения с помощью УТК правильного решения, поэтому нужные задания вначале даются в замедленном темпе. Важно добиться собственной активности обучаемых.

УТК может разрабатываться на одно или несколько занятий. Обучаемый, неоднократно «проходя» все ветви УТК, постепенно отказывается от опоры на нее. Этот процесс может ускоряться или замедляться руководителем занятия в зависимости от индивидуальных особенностей обучаемых.

Промежуточным этапом на пути усвоения схемы ООД и отказа от нее является отработка обучаемым учебных заданий с опорой на речь. Пользуясь в большей или меньшей степени развернутой УТК, обучаемый вслух называет те операции, которые он собирается выполнять. В данный момент полезно требовать от него аргументации того или иного действия. На заключительной стадии формирования навыков обучаемый должен четко выполнять действия, полностью соответствующие заданной УТК.

Методику изучения предмета обучения по схеме ООД условно можно разделить на четыре ступени.

На первой ступени подготовки специалиста связи изучается устройство табельной  аппаратуры. Одна из целей обучения  –  приобретение знаний, необходимых для практических действий на учебно-боевом посту. Занятия проводятся традиционными методами (лекции, групповое упражнение).

Вторая ступень подготовки предназначена для освоения нормативов по настройке в различных режимах техники связи и способов ее эксплуатации. Основная цель обучения – привитие обучаемым навыков самостоятельной работы с аппаратурой.

Учебные занятия обычно отрабатываются расчетами из 2-х обучаемых: один, пользуясь схемой ООД (УТК), зачитывает вслух содержание очередной операции на технике, второй вслед за первым проговаривает сказанное, находит нужный орган управления и выполняет предписанное действие. Таким образом, он получает не только знания «название и назначение органов управления», но и одновременно приобретает навыки их применения.

В схеме ООД на данном этапе обучения приведено полное, то есть наиболее подробное описание действий обучаемого. Кроме названия операций в тексте содержаться сведения о том, как проконтролировать правильность их выполнения, а также ссылки на приложения к ООД, где собраны таблицы, фрагменты электрических схем и другой справочный материал.

Выполнив задание на настройке аппаратуры, обучаемые меняются местами. Первый номер расчета теперь работает с аппаратурой, второй –        с учебным пособием, контролируя действия первого. Таким образом, они будут осваивать технику до тех пор, пока не научатся быстро и безошибочно находить нужный орган управления, свободно владеть терминологией учебного пособия. Для этого необходимо 2–3 подхода к аппаратуре.

Третий этап отличается тем, что обучаемый пользуется сокращенной схемой ООД, где приведены только названия блоков аппаратуры и операции по ее настройке. Пояснения в схеме отсутствуют, что затрудняет задание.

Сокращенная схема ООД представляет собой часть полной схемы, в которой с помощью накладного трафарета или другим способом можно закрывать от взора обучаемого неиспользованные части текста. В случае затруднения обучаемый может снять трафарет. Схема может упрощаться до блок-схемы, отражая общую последовательность настройки, и использоваться в любой момент отработки задания.

По мере приобретения практических навыков сопровождающая действия обучаемого речь начинает все больше снижать общий темп работы. Чтобы этого не происходило, она постепенно свертывается. Уже пользуясь сокращенной схемой ООД, обучаемый называет не полное содержание очередной операции, а только ее часть. Одновременно свой доклад он постепенно заменяет проговариванием «в уме». В этом заключается содержание третьей ступени обучения, основная цель которой – автоматизация навыков обращения с техникой связи.

На четвертой ступени подготовки специалиста связи обучение ведется уже без схем ООД или других пособий. Все операции усвоены, доклады точны. Контроль усвоения материала осуществляется по времени, затраченному на отработку темы программы.

Преимущество данной методики по сравнению с традиционной заключается в следующем:

— раскрывается вся система условий с нужными временными и качественными показателями, что делает механизм усвоения нового материала понятным до деталей, а учебный процесс более  управляемым;

— отработка обучаемым задания ведется в полном соответствии с УТК, то есть безошибочно; отсутствие ошибок в свою очередь существенно сокращает продолжительность учебного времени;

— усвоение новых знаний и их практическое применение не разделены
по времени, а идут как бы параллельно, при этом знания усваиваются легче, а потому и раньше, чем обычно;

—  навыки вырабатываются под постоянным и четким контролем, поэтому программ успешно осваивается всеми без исключения обучаемыми;

— УТК  строится  из  расчета  отработки  всех  возможных  вариантов действий и осваивается за несколько подходов к образцу техники, что дает возможность  обучаемому впоследствии свободно решать любую учебную задачу;
— успех в быстром освоении материала вырабатывает у обучаемого интерес к освоению техники и результатам учебы, возрастает его личный вклад в дела воинского коллектива.

Опыт ряда войсковых частей показал, что новый прогрессивный метод планомерного и прогрессивного развития знаний и навыков повышает качество выучки личного состава на 15–20 %.

Учебно-тренировочные карты способствуют также решению такой важной проблемы, как слабое знание русского языка призывниками различных национальностей и в связи с этим слабое усвоение излагаемого устно материала.

Как известно, научить молодых воинов уверенно вести радиообмен в радионаправлении – сложная задача, требующая множество тренировок и дополнительных затрат времени, кроме учебного. Отказаться от них и сократить время обучения на 25–30 % помогает УТК. Сэкономленное время расходуется на совершенствование навыков в работе на средствах связи.

При традиционном методе обучения обучаемые на занятиях весь материал сначала записывают, а затем для них проводится образцовый показ работы радиотелеграфистов. Лишь после этого обучаемые приступали к самостоятельной отработке учебной задачи по этапам; вхождение в связь, обмен радиограммами и т.п.

На это уходила значительная часть времени и была масса вопросов к руководителю занятия. В настоящее время обучаемые без предварительного заучивания с помощью УТК с первого раза успешно справлялись со сложным заданием.

Коренные изменения в оснащении учебно-материальной базы войск создали условия для внедрения в практику методики раздельного обучения специалистов связи. Суть ее заключается в том, что боевая учеба организуется в соответствии с уровнем подготовки воинов, временных затрат на овладение различными специальностями и их индивидуальными особенностями. В этом случае более полно, чем при смешанном составе учебных групп, реализуются творческие способности и возможности обучаемых, можно с большей эффективностью использовать технические средства интенсификации учебного процесса.

Дальнейшее совершенствование методики раздельного обучения связано с наращиванием количества технических средств обучения, с расширением их возможностей.

Другое направление методики – широкое применение технических средств объективного контроля знаний обучаемых, что освобождает обучающегося от второстепенной деятельности и дает возможность заняться основной задачей.

Синтезом двух предыдущих методик стала методика дифференциальной подготовки специалистов, при этом материальной основой обучения является аппаратура связи и технические средства, объединенные в учебный комплекс. Данный учебный комплекс оборудуется рабочими местами с действующей аппаратурой, макетами местности, тренажерами, стендами, проекционной и другой аппаратурой. Учебный процесс организуется так, что, с одной стороны, подготовка максимально индивидуализирована, с дру-   гой – каждый воин как бы имеет своего преподавателя.

Каждое занятие при данной методике соответствует возможностям обучаемого. Тем не менее, встретив при его выполнении затруднение, он может в любой момент занятия, не отходя от своего рабочего места, получить консультацию, воспользоваться услугами информационного поста, обратиться за помощью к обучающему. Коэффициент использования учебно-материальной базы комплекса максимален на протяжении всего занятия: а роль обучающего сводится лишь к контролю действий обучаемых, что повышает время общения с ними.

Раздельное использование методик возможно, но лучшего эффекта можно добиться, если использовать внутри- и межпредметное комплексирование.

Например, изучение органов управления аппаратуры связи лучше осуществлять с отработкой включения и настройки аппаратуры (внутри-предметное комплексирование).

Выполнение учебных задач осуществляется одновременно с отработкой различной тактической обстановки (межпредметное комплексирование).

Выигрыш осуществляется за счет того, что обучаемые приобретают не разрозненные навыки, а сразу осваивают их во взаимосвязи.

Проблема комплексирования занятий постоянно является предметом обсуждения. Под комплексированием понимается сочетание или объединение нескольких учебных вопросов различных занятий темы или самих тем в рамках одного или нескольких предметов. Однако при объединении тем не должна нарушаться последовательность их изучения.

Специалист в процессе обучения осваивает целый ряд дисциплин. Причем для каждой воинской специальности профилирующие предметы различны. Например, для специалистов связи – это тактико-специальная и специальная подготовка. Кроме них изучаются техническая, ЗОПМ, инженерная, военно-медицинская, строевая подготовка. В то же время они отрабатывают вопросы по стрелковой, физической подготовке, военной типографии. И как показывает практика, приобретение соответствующих навыков происходит значительно успешнее, если все дисциплины изучаются в комплексе. Такой порядок отработки материала должен быть спланирован штабом части. Здесь же предусматриваются и методы обучения.

Учебно-материальная база не во всех частях связи позволяет всем обучаемым по новой методике изучать одновременно данный тип аппаратуры. Выход из положения – в комплексировании занятий, где главный принцип обучения – последовательность.

При проведении комплексного занятия учебную группу разбивают на несколько подгрупп, которые можно обеспечить материально. Одновременно они все начинают изучать учебный материал в различной очередности. Всего на это отводится 4 занятия по 2 часа каждое, а подгруппы через определенное время чередуются местами. Эффект очевиден: за отведенное время (8 часов) учебная группа изучит не одну тему (предмет), а несколько. Время же, отведенное на изучение остальных тем, будет сэкономлено.

Таким образом, главная цель комплексирования занятий состоит в том, чтобы путем максимального использования учебно-материальной базы и творческого планирования учебного процесса добиться качественной отработки учебного материала при соблюдении логической последовательности его изучения.

1.3  Методика  профессионально-психологического   отбора   радиотелеграфистов

В подготовке радиотелеграфистов кроме методики обучения многое зависит от способностей конкретного обучаемого: его умственных психологических и физических данных. Следовательно, нужен профессиональный отбор. Проанализировав особенности работы радиотелеграфистов, опытным путем определились необходимые требования к кандидатам на обучение данной воинской специальностью: память и внимание, скорость реакции и эмоциональная устойчивость, свойства нервной системы и т.п.

Профессионально-психологический отбор– это комплекс мероприятий,   способствующий рациональному распределению военнослужащих по специальностям. Ныне он приобретает особое значение. Как показывает опыт и практика, сроки подготовки специалиста после проведения отбора сокращаются в 3,5 раза, число неисправностей по вине личного состава уменьшается на 30 %, надежность технических средств повышается на 10–15 %, отсев в ходе учебы уменьшается в 2–2,5 раза. Отсюда следует, что профессионально-психологический отбор является важным средствам повышения эффективности использования человеческого фактора в интересах обеспечения высокой боевой готовности.Профессионально-психологический отбор в части организуется в соответствии с приказом командира, где указывается цель отбора, перечень должностей, подлежащих замещению по отбору, состав комиссии, время и место ее работы, материальное обеспечение мероприятий отбора, сроки представления его результатов.   В состав комиссии входят, как правило, один из заместителей командира части, офицеры штаба, помощники командиров по работе с личным составом, начальник войскового приемника, врач.

В процессе первоначальной подготовки в войсковом приемнике офицеры, прапорщики и сержанты выясняют морально-деловые качества молодых воинов, изучают положительные и отрицательные черты их характера, наклонности и способности к овладению той или иной воинской специальностью.

Существует множество различных вариантов проведения профессионально-психологического отбора. Всё зависит от обученности и опыта отборочной комиссии, технической оснащенности части связи, состояния ее учебно-материальной базы.

По одному из вариантов отбор ведущих специалистов проводится в два этапа.

На первом этапе создаются группы кандидатов численностью 15–20 человек. Для их обследования выделяется класс, изолированный от внешний шумов и не имеющий приборов и аппаратуры, которые отвлекали бы внимание испытуемых. Ровное и доброжелательное отношение инструкторов, умение создать деловую и серьезную обстановку способствует раскрытию истинных возможностей испытуемых.

С помощью унифицированных текстов оценивается степень развития у них профессионально важных характеристик. Бланковые тесты предназначены для оценки степени развития внимания, восприятия, памяти, мышления и тому подобного.

В дополнение к комплекту тестов используется также специальная аппаратура для психофизического отбора.

В зависимости от качества выполнения текста испытуемый получает определенный балл. Полученная по всем тестам сумма баллов является критерием назначения воинов на ту или иную специальность связи.

При назначении на должности особое внимание обращается на то, чтобы результаты отбора и распределения не произвели на испытуемых впечатление неполноценности тех лиц, которые получили невысокий балл. Им следует разъяснить, что они успешно овладеют другой специальностью, которая также нужна части.

Второй этап проводится непосредственно на рабочих местах в ситуациях, характерных  для  условий  реального  несения боевого дежурства. К нему привлекаются лица, успешно сдавшие зачеты на первом этапе отбора. На материальной части инструктор знакомит испытуемых с правилами техники безопасности, общим устройством рабочего места, функциональными обязанностями специалиста и др.

На этом этапе с высокой достоверностью решаются вопросы о пригодности кандидатов выполнять свои функциональные обязанности.

Распределение молодого пополнения и укомплектование учебных взводов заканчивается за несколько дней до начала очередного периода обучения.

По другому варианту отбор проводится непосредственно в войсковом приемнике. Параллельно с изучением морально-деловых качеств и врачебного осмотра молодого пополнения в отведенное для этого время со всеми без исключения молодыми воинами проводится изучение и прием на слух цифровых  знаков  телеграфной  азбуки.  Скорость  приема – 6–8  знаков в минуту.

В конце проводится контрольная работа и по ее результатам решается вопрос о комплектовании групп для обучения специальности радиотелеграфиста.

Данный вариант имеет три достоинства:

— сразу видны способности испытуемых к овладению данной специальностью;

— сокращается время на изучение знаков азбуки для отобранных кандидатов при дальнейшем прохождении программы;

‑ воспитание гордости и уважения к специальности радиотелеграфиста, реальный показ всех сложностей в ее освоении.

По третьему варианту профессионально-психологический отбор также проводится в два этапа: первый – медицинский, второй – психолого-физический отбор.

На первом этапе определяется общее физическое состояние кандидата, причем основное внимание уделяется проверке развитости пальцев и кистей рук, состоянию органов слуха и зрения. Заключение по этому этапу оформляется в медицинской книжке военнослужащего и таблице результатов отбора.

Для проведения второго этапа в соответствии с приказом командира создаются группы по 10–15 человек, с которыми занимаются специалисты по отбору согласно разработанным инструкциям. При отборе применяется тестирование испытуемых и технические средства для проверки различных органов. Методы отбора на втором этапе обеспечивают высокую степень достоверности оценки личных характеристик испытуемых, позволяют качественно провести профессиональную ориентацию молодого пополнения. Более подробно рассмотрим еще один вариант профессионально-психологического отбора. Для полноты и объективности оценки отбора составлены соответствующие тесты.

Для отбора на специальность радиотелеграфиста необходимо иметь список группы, радиокласс, секундомер, классную доску, указку, мел, ручки, карандаши,  ученические резинки, набор тестовых заданий, «ключ» и бланки к ним.

Разместив группу обучаемых в классе, руководитель в течение           8–10 минут объясняет порядок и последовательность работы, показывает правила заполнения бланков, отвечает на вопросы. Это время используется для установления контакта с аудиторией и нацеливания испытуемых на выполнение шести заданий.

Затем руководить приступает к отработке первого задания – «Оценка объема кратковременной оперативной памяти». Здесь определяется способность будущих радиотелеграфистов воспринимать возрастающие по объему и скорости потока информации. Для испытания используется бланк (рисунок 3.2), который имеется на карте профессионально-психологического отбора. После прослушивания цифр, которые диктуются с магнитофона или голосом самим преподавателем, испытуемые записывают их в пустые клетки двухрядной таблицы во время пауз при диктовке групп этих цифр.

Первая группа состоит из трех знаков, вторая – из четырех, послед-няя – восьмизначная. Время на выполнение задания – две минуты.

Задание оценивается по 4-балльной шкале (5, 4, 3, 2): если испытуемый не допустил ошибок только в 7-значной группе – 5 баллов, принята лишь 6-значная группа – 4 балла и т.д. Обычно успешно справляются с этим заданием 63–75 % испытуемых.

Второе задание – «Перепутанные линии». Оно используется для выявления активности действий в условиях длительных гиподинамических нагрузок. На бланке  изображен квадрат, имеющий 25 линий, проведённых слева направо. За 10 минут испытуемый должен определить начало и конец всех линий. Данные проставляются в таблицу.

Если испытуемый правильно нашел «путь» двадцати и более линий, то получает 5 баллов, если от 15 до 19 – 4 балла, менее 10 – 2 балла. Практика подсказывает, что если испытуемый получает за это задание максимальное число баллов, то в дальнейшем показывает пример в настойчивом овладении специальностью.
Третье задание – тест «Отыскивание чисел с переключением» предполагает выяснить и оценить устойчивость, концентрацию, распределение и переключение внимания испытуемых. Время – 10 минут. По результатам его выполнения можно спрогнозировать, как воин будет действовать в будущем при проведении интенсивного радиообмена в условиях помех.

Испытуемым дают бланк с тестом, имеющим 49 квадратов . Руководитель вводит испытуемых в обстановку: отыскать поочередно пары цифр (красные с буквами) по возрастающей с» 1-й по 25-ю, а черные по убывающей с 24-й по 1-ю.

Затем, запомнив, например, около цифры 1 букву К, находят черную цифру 24. После этого на бланке профессионально-психологического отбора (рисунок 1.2) на аналогичном, но пустом квадрате определяют положение цифры 24 и вписывают в нужный квадрат букву К и т. д.

Следует отметить, что задание обычно вызывает большие затруднения у испытуемых, слабо владеющих русским языком. Для них выдается бланк теста, на котором рядом с красными цифрами изображены не буквы, а «птички» (рисунок 1.4, б). Руководителю остается лишь пояснить, что этих «птичек» следует «рассадить» по новым «клеткам». Задание воспринимается лучше, хотя его сложность понижается.

В зависимости от количества правильно записанных букв начисляют баллы: не менее 20 знаков  –  5 баллов, от 15 до 19  –  4 балла, от 14 – 3 балла и меньше 10 – 2 балла.

Четвертое задание– «Шкала приборов». Тест помогает оценить у испытуемых логику мышления и быстроту реакции. Время на выполнение – 6 минут.На бланке (рисунок 1.5, а) изображены шкалы девяти измерительных приборов. Внизу изображено 10 квадратов-задач, в каждом из них – по 9 кружков.  Их верхний ряд условно обозначает аналогичный ряд приборов и т.д. Стрелка показывает, в какой последовательности следует складывать показания, чтобы выполнить упражнение. Например, согласно положению стрелок-заданий необходимо суммировать показания трех правых приборов, учтя при этом цену деления каждой шкалы: первого – 12, второго – 1, последнего – 6. Ответ (сумма) – 19. Его следует записать в первую графу четвертого задания бланка отбора. Так же поступают с остальными заданиями. Для испытуемых, которые не могут определить цену деления прибора, применяют тест «Кошелек».

Критериями оценки за оба варианта могут быть: за 9 задач – 5 баллов, за 7–8 – 4 балла, 5–6 – 3 балла, менее 5 – 2 балла.

Для испытуемых, которые не могут определить цену деления прибора, применяют тест «Кошелек».

Критериями оценки за оба варианта могут быть: за 9 задач – 5 баллов,   за 7–8 – 4 балла, 5–6 – 3 балла, менее 5 – 2 балла.

Руководителю надо объяснить испытуемым, что все вычисления
производятся устно. Демонстрационный плакат перед началом выполнения
упражнения убирается.

Пятое задание  –  «Оценка скорости письма и качество почерка». Задание прогнозирует возможность в короткий срок существенно повысить оба профессиональных качества. Дело в том, что при увеличении скорости передачи знаков кода Морзе сокращается время для написания знака при приеме. По этой причине возможна их деформация, что ведет к искажениям и затруднениям расшифровки криптограмм.

 

Руководитель на доске пишет: «В чащах юга жил был цитрус? Да, но фальшивый экземпляр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0». Прочитав и запомнив его, испытуемые   за   1   минуту   обязаны   прямо   на   бланке   профессионально-психологического отбора написать эту фразу аккуратно и безошибочно возможно большее число раз. Если текст повторен два и более раз – оценка – 5, если 1,5 раза – 4, 1 раз – 3, менее 1 раза – 2.

Большая роль при овладении специальностью радиотелеграфиста отводится слуховому анализатору. Для его проверки может использоваться несколько тестов: «восемь точек», «расходящиеся точки», «комбинация точек и тире» и др. Данный тест проводят последним. Он дает наилучший результат, так как испытуемый быстрее и полнее раскрывается при индивидуальном общении, в непринужденной обстановке.

Отработка результатов профессионально-психологического отбора осуществляется с помощью универсального контрольного «ключа»  .

Критерии и правильные ответы на задания расположены по периметру бланка «ключа». Для проверки бланк «ключа» прикладывается соответствующей стороной к определенному заданию на карточке испытуемого, оценивается и там же проставляется количество набранных баллов и общий итог. Для проверки одного бланка затрачивается не более 1 минуты.

Отработка карточек хорошо проверяется с помощью ЭВМ. Необходимая информация вводится оператором в память машины, результат выдается машиной через несколько секунд в виде распечатки на каждого испытуемого.

Машина может делать заключение о том, какими специальностями может овладеть испытуемый, а также дает рекомендации: сможет быстро освоить азбуку Морзе; способен длительно работать, не снижая внимания; умеет переключать и концентрировать внимание; имеет четкий почерк, а также другие необходимые данные. Получая обоснованные рекомендации, руководителю остается лишь сделать соответствующее заключение.

Использование ЭВМ позволяет не только ускорять обработку полученной информации, но и иметь базу данных на каждого обучаемого, что позволяет более эффективно планировать и проводить учебно-воспитательный процесс.

Для проведения профессионально-психологического отбора рационализаторами ряда частей и военно-учебных заведений разработаны различные технические устройства.

Так, специальный тренажер может сочетать в себе датчик кода Морзе с клавиатурой и световой индикатор.

Методика работы с этим тренажером заключается в следующем.

Руководитель доводит до испытуемых цель и условия выполнения задания, порядок пользования тренажером. Одновременно со звуковым воспроизведением определенного знака кода Морзе над соответствующей клавишей панели прибора загорается лампочка. Задача обучаемых – запомнить, какому из четырех сигналов какая клавиша соответствует.

Опыт показал, что не все испытуемые действуют одинаково. Одному достаточно 2–3 раза прослушать программу, чтобы безошибочно узнать каждый сигнал и «закрепленную» за ним клавишу, а у другого уходит значительное время, но торопить их нельзя.

Важно, чтобы они научились четко различать сигналы и не путать клавиши.

В качестве сигнала обычно используется какой-либо знак кода Морзе. Их набор обычно случаен. Ошибки не всегда равновероятны. При работе на датчике Р-010 чаще всего появляются так называемые симметричные ошибки (рисунок 1.7), а при приеме на слух – ошибки в сходнозвучащих знаках.

Исходя из этого в качестве контрольных сигналов тренажера выбраны комбинации точек и тире, обозначающих знаки У, С, Ж, X. Чем сложнее звуковая структура знаков, тем успешнее обучаемый овладеет более простыми зенками, а в целом – своей будущей специальностью.После того как обучаемый хорошо усвоил назначение клавиши панели тренажера, он переводит его в режим испытания. Ему предъявляется для опознания на слух те же знаки У, С, Ж, X, но уже в случайной последовательности. Испытуемый должен зафиксировать каждый из них, всякий раз нажимая на соответствующую клавишу.

Если  зафиксированы   все   25   контрольных  знаков,   ему  начисляется максимальное количество баллов (минимальное количество штрафных баллов). Время испытания – 1,5–2 минуты.

Если испытуемый на предъявленный ему знак нажал не ту клавишу, то случайная последовательность знаков заменяется на фиксированную, то есть повторяется процесс запоминания четырех знаков. И так после каждой ошибки.

По результатам профессионально-психологического отбора испытуемые условно делятся на четыре группы: 1 – не более 12 ошибок, 2 – от 13 до 28 переходов к фиксированной последовательности знаков, 3 – от 29 до 46, 4 – более 47 ошибок.

Опыт такой методики профессионально-психологического отбора показал, что первая группа прием на слух и передачу ключом знаков кода Морзе со скоростью 8 групп освоила в 3 раза быстрее, чем «средний» обучаемый, а вторая группа добилась тех же результатов в 1,5 раза быстрее «средних». Третья группа достигла данного уровня подготовки в установленное время, тогда как для обучаемых четвертой группы понадобились дополнительные тренировки.

Пропускная способность тренажера составляет 15–20 человек в час.

Таким образом, профессионально-психологический отбор является важным фактором процесса подготовки специалиста связи, а также прогноза успеваемости обучаемых, что позволяет более обоснованно подходить к комплектованию учебных групп и соответствует повышению эффективности и качества специальной подготовки обучаемых.

1.4  Требования  к  подготовке радиоспециалистов

 

Обучение радиотелеграфистов – сложный и многогранный процесс. Практика показала, что овладеть данной специальностью может далеко не каждый воин. Овладевший в совершенстве данной специальностью военнослужащий должен

иметь:

— крепкое здоровье и выносливость  к длительным  статическим нагрузкам (нахождение длительного времени без движения);

— кисти рук без травм, контрактур и нарушений двигательных свойств (в том числе и пальцев);

— здоровый слуховой аппарат и способность слышать обоими ушами;

— нормальную остроту зрения и цветоощущения;

— правильную артикуляцию;

знать:

—  ТТХ, устройство, боевые возможности и принцип работы нескольких типов аппаратуры связи;

— Правила радиообмена;

— 44 знака телеграфной азбуки (алфавит кода Морзе);

— требование скрытого управлении войсками (СУВ);

уметь:

— принимать на слух знаки телеграфной азбуки;

— передавать ключом или датчиком кода Морзе знаки телеграфной азбуки;

— эксплуатировать несколько типов радиоприемников и радиостанций;

— красиво и разборчиво писать буквы и цифры русского алфавита;

— четко воспроизводить голосом принятую информацию.

Это лишь не полный перечень тех качеств, которыми должен обладать радиотелеграфист.

Практика показывает, что успех достигается там, где в обучении применяется комплексный подход, четко налажен учебный процесс, основательно продумываются все детали: будь то планирование, профессионально-психологический отбор, подготовка руководителей занятия (обучающих) или состояние учебно-материальной базы.

Радиоспециалист в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности должен обладать следующими компетенциями:

военно-техническими:

— знать устройство, тактико-технические характеристики и боевые возможности штатных образцов военной техники радиосвязи;

— знать основные принципы построения средств военной радиосвязи, алгоритмов их функционирования, устройства базовых об­разцов средств радиосвязи, умений по их применению в любых условиях боя и операции, привитие практических навыков в эксплуатации базовых образцов средств радиосвязи по квалификационным задачам;

— уметь обеспечивать радиосвязь в различных физико-географических условиях местности и условиях ведения боевых действий.

В результате изучения дисциплины он должен

иметь представление:

— о проблеме электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств;

— перспективах развития военной техники радиосвязи СВ ВС РФ;

— принципах построения сетей мобильной (подвижной) радиосвязи, тенденциях их развития и применения в системе связи Вооруженных сил Российской Федерации;

знать:

— принципы построения и технические характеристики военных радиостанций и средств мобильной радиосвязи;

— технические характеристики базовых образцов радиостанций малой мощности метрового и декаметрового диапазонов и правила их эксплуатации;

— технические характеристики, структурные и функциональные схемы базовых образцов КШМ и правила их эксплуатации;

— принципы дистанционного управления передатчиками на радиоцентрах полевых узлов связи;

— технические характеристики, структурные и функциональные схемы, физические процессы в основных узлах и блоках, правила развертывания и эксплуатации радиостанции средней мощности;

— особенности обеспечения радиосвязи в различных физико-географических условиях и методы повышения ее надежности;

— порядок организации и проведения занятий по технической подготовке с личным составом станции;

— правила техники безопасности при эксплуатации КШМ и радиостанций;

уметь:

— обеспечивать засекреченную связь из КШМ и радиостанций средней мощности;

— выбирать табельные антенны и частоты радиостанций и КШМ в зависимости от дальности и условий ведения связи;

— эксплуатировать радиостанции малой мощности метрового и декаметрового диапазонов и КШМ;

— развертывать и эксплуатировать  радиостанции средней мощности в различных режимах;

— регулировать радиоканалы с помощью табельных приборов и сдавать их в эксплуатацию в оконечные аппаратные узла связи;

— обеспечивать дистанционное управление передатчиками и служебную связь между элементами радиоцентра;

— выполнять основные нормативы по развертыванию и эксплуатации радиостанций и КШМ;

— вести оперативно-техническую документацию на радиостанции и КШМ.

Выводы:

1) обучение радиоспециалистов – сложный и многогранный процесс.     Практика показала, что овладеть данной специальностью может далеко не каждый воин;

2) профессионально-психологический отбор является важным фактором процесса подготовки специалиста связи, а также прогноза успеваемости обучаемых, что позволяет более обоснованно подходить к комплектованию учебных групп и соответствует повышению эффективности и качества специальной подготовки обучаемых;

3) практика показывает, что успех достигается там, где в обучении применяется комплексный подход, четко налажен учебный процесс, основательно продумываются все детали: будь то планирование, профессионально-психологический отбор, подготовка руководителей занятия (обучающих) или состояние учебно-материальной базы.

Главная цель комплексирования занятий состоит в том, чтобы путем максимального использования учебно-материальной базы и творческого планирования учебного процесса добиться качественной отработки учебного материала при соблюдении логической последовательности его изучения.

4) большое значение для успешности восприятия изучаемого, а также формирования умений и навыков имеет внимание.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>