Четвертая глава

4 ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЕМОГО

4.1 Методика организации самостоятельной работы по военно-техническим  дисциплинам

Система подготовки офицеров в военно-учебных заведениях неуклонно развивается, исходя из задач надежной защиты Родины, с учетом коренных качественных изменений в военном деле, характера и особенностей современной войны. В армию поступает новейшая, все более сложная боевая техника и оружие, что вызывает изменение форм и способов вооруженной борьбы. В связи с ростом требований современного этапа развития общества к образовательному и культурному уровню нашего народа определяется необходимость повышения качества подготовки военных специалистов.

В обучении и воспитании кадров высокой квалификации решающая роль принадлежит преподавателю. Однако активность в учебном процессе должна быть взаимной: каждый курсант в ходе аудиторных занятий и в процессе подготовки к ним (самостоятельная работа) может проявлять инициативу, сознательно пользоваться приемами творческого усвоения знаний, правильно организовать свой труд.

Как их использовать на практике? Дать ответы на эти вопросы – задача данного учебного пособия.

 

Основные задачи и виды самостоятельной работы курсантов

Самостоятельная работа курсантов является важнейшей составной частью учебного процесса. Значимость этой работы увеличилась с введением в действие нового «Положения о ввузах МО », где отмечается: «Отлично и хорошо успевающим слушателям и курсантам второго и последующих курсов решением начальника вуза может быть разрешена досрочная сдача экзаменов и зачетов. Высвободившееся время используется для углубленного изучения учебного материала, научных исследований, общественной и спортивно-массовой работы, участия в работе по военно-профессиональной ориентации, а также в случаях по решению начальника вуза – для увеличения продолжительности отпуска».

Основными задачами самостоятельной работы являются:

— глубокое усвоение изучаемых дисциплин путем систематической работы над литературой, указанной в учебной программе и рекомендованной преподавателем;

— овладение методами самостоятельной работы над книгой, умение найти нужный материал и самостоятельно его использовать, приобретение навыков самостоятельной работы;

— воспитание воли, умения работать в напряженном режиме длительное время;

— выработка высокой творческой активности, инициативы при решении разнообразных по характеру и сложности задач, привычки к самостоятельному и целеустремленному исследованию, к поиску нового.

Самостоятельная работа проявляется в следующих видах:

— в работе на лекциях, групповых занятиях, семинарах, лабораторных и практических занятиях;

— на самостоятельной работе под руководством преподавателя;

— отработке текущего учебного материала по рекомендованной литературе и конспектам;

—  выполнении курсовых работ;

— подготовке к семинарам, групповым, лабораторным и практическим занятиям;

— групповых и индивидуальных консультациях;

— подготовке к зачетам и экзаменам;

— подготовке к плановым контрольным мероприятиям различного вида;

— написании рефератов, выполнении НИР в кружках ВНО, рационализаторской и изобретательской работе;

— подготовке к беседам, диспутам, чтению лекций и докладов;

— составлении учебных пособий и методических материалов.

Как видно из этого краткого перечня, одни работы самым тесным образом связаны с теоретическими курсами, а другие достаточно независимы от отдельных дисциплин. Тесная связь работ со строго определенными дисциплинами придает им ярко выраженный учебный характер, тогда как работы, не зависящие от определенных курсов, получают в известной мере учебно-познавательный или обобщающий характер.

 

4.2  Особенности изучения военной техники радиосвязи

 

На изучение военно-технических дисциплин учебной программой отводится около 40 процентов времени, отведенного учебным планом на весь период обучения. Изучение средств и комплексов радиосвязи (СКРС) предусматривается в соответствующих военно-технических дисциплинах. Базовой учебной дисциплиной для всех военно-технических дисциплин является курс электронных элементов ВТС.

При изучении ВТРС обучаемые получают знания по следующим вопросам:

— электронные элементы, устройства о сосредоточенными и распределенными параметрами, используемые в ВТРС;

—  принципы построения и практической реализации современных узлов, формирования, передачи и обработки непрерывных и дискретных сигналов;

—  основные принципы построения помехоустойчивых автоматизированных средств и комплексов связи;

— основные критерии качества средств и комплексов связи (помехоустойчивость, пропускная способность, надежность);

—  принципы построения состоящих на вооружении и перспективных СКРС.

Во время работы на практических занятиях и в часы самостоятельной подготовки курсанты приобретают навыки в умении:

—  проводить сравнительную оценку технических показателей ВТР;

—  оценивать эффективность технических методов повышения качества ВТРС;

—  технически правильно и эффективно применять в бою ВТРС в условиях взаимных помех и применения противником средств электронного подавления, осуществлять руководство строительством и настройкой линий связи;

—  организовывать и проводить контроль технического состояния ВТРС;

—  руководить мероприятиями по обеспечению мер безопасности при подготовке всех видов техники радиосвязи к боевому применению и эксплуатации.

Приемов самостоятельного изучения СКРС существует много. Наиболее продуктивны следующие:

—  ознакомление с ТТД, общим устройством и работой образца по принципиальным и структурным схемам;

—  зарисовка этих схем в тетрадь;

—  изучение образца по его конструктивному чертежу и виду в натуре;

—  практические действия с техникой радиосвязи с целью приобретения более твердых умений и навыков.

При ознакомлении с ТТД прежде всего необходимо обращать внимание на те особенности, которые характерны именно для этого образца и выделяют его из группы однотипных или очень схожих по устройству схем.

Изучение общего устройства и работы лучше всего начинать с рассмотрения упрощенных схем. При этом следует помнить, что любое устройство (действие) того или иного узла можно выразить с помощью подобных схем. Но прежде чем приступать к составлению и вычерчиванию упрощенной схемы, необходимо изучить и твердо знать условные обозначения отдельных деталей и узлов. Тот, кто пренебрегает этим, заведомо лишает себя возможности глубже вникнуть в смысл физических процессов и явлений, происходящих при работе того или иного устройства.

Однако как бы обучаемые ни занимались самостоятельно по соответствующим руководствам и наставлениям, постичь все премудрости современной аппаратуры без практики работы на ней невозможно. Изучать технику лучше всего в специализированных классах, лабораториях, парках, то есть там, где ее можно потрогать, как говорят, руками. Важно также, чтобы около изучаемых объектов находились соответствующие плакаты и схемы.

Опыт показывает, что изучение техники более эффективно в тех случаях, когда имеются действующие стенды, макеты и другое учебное оборудование, созданы условия для поиска и устранения неисправностей непосредственно на материальной части.

Каждый курсант должен себе уяснить, что задача по овладению техникой состоит не в слепом копировании изучаемого образца, а в усвоении соответствующих целенаправленных умственных действий, благодаря которым формируется более полное и глубокое представление о работе устройства в целом и порядке его обслуживания.

Усвоить действие – значит не просто вспомнить, как оно было показано, а суметь повторить его с новым материалом и заново получить из этого материала указанный продукт. Поэтому при изучении того или иного образца важно понять не только его устройство, но и ориентировочную основу для будущих действий при использовании его на практике.

В настоящее время в связи с усложнением техники радиосвязи все более возрастает количество отдельных приемов, действий и операций в целом, которые специалист должен знать в совершенстве и выполнять в кратчайшие сроки. Все это достигается только практикой. Вот почему в процессе самостоятельной работы следует особое внимание обращать на вопросы, связанные с будущей деятельностью, и добиваться нормального их выполнения. При этом высокая производительность должна быть результатом не столько интенсификации физической деятельности специалистов, сколько повышением в ней удельного веса их творческих мыслительных операций. Это достигается лишь закреплением каждого занятия по технике самостоятельной работы, глубоким осмысливанием всех возможных причин неисправностей с обязательным устранением их непосредственно на материальной части.

Все, что обучаемый изучил, он должен сам грамотно объяснить. Неумение рассказать и объяснить выполняемое действие замедляет процесс овладения им в той форме, которая необходима на практике. Происходит это потому, что только речевые действия, как указывалось ранее, создают возможность овладеть понятиями обобщения и абстрагирования, обеспечивают высокую стереотипность действий, а следовательно, их быструю автоматизацию.

Стало быть, при изучении техники радиосвязи требуется как можно чаще прибегать к изложению вслух всего прочитанного и увиденного. Благодаря этому быстрее сформируются обобщенные понятия, которые позволяют видеть частное во взаимосвязи с целым. Обучаемый должен овладеть способностью рассматривать объект или процесс не только в плане общих технических признаков устройства данного класса аппаратуры, но и с точки зрения решения конкретных задач устройства узлов.

Этими рекомендациями необходимо всегда руководствоваться при изучении техники радиосвязи.

Какие же ошибки допускают обучаемые при изучении техники радиосвязи?  Ознакомление с конспектами курсантов показывает, что многие записи представляют длинный перечень всех деталей рассматриваемого узла без каких-то рисунков и схем. Изучать устройство при самостоятельной проработке по такой записи чрезвычайно трудно. В этих случаях обучаемые вынуждены механически выучивать все по написанному, а на занятиях механически воспроизводить по памяти.

Как уже указывалось, гораздо лучше, если курсант в своей тетради на занятиях (или после них) изображает устройство того или иного узла посредством принципиальной или структурной схемы, указывая наименование лишь основных деталей. Иногда даже немой чертеж или рисунок может больше сказать об изученном объекте, чем длинное его описание. Пренебрегая этим, обучаемые заведомо усложняют весь процесс усвоения программного материала.

В практике нередки случаи, когда курсанты, глубоко не усвоив назначение, место изучаемого устройства и его общую принципиальную схему, стремятся как можно скорее разобраться, если так можно выразиться, в тонкостях отдельных его деталей. Такой подход также не способствует быстрому формированию твердых навыков по овладению техникой радиосвязи.

Надо всегда помнить, что техническое мышление, а в равной степени и быстрота овладения техникой радиосвязи, всецело опираются на технический кругозор обучаемого, его умение решать практические задачи с помощью конструктивных, монтажных и прочих чертежей и схем.

Вот почему плохо обстоит дело с приобретением необходимых умений и навыков работы с техникой радиосвязи у тех курсантов, которые до службы в армии не соприкасались с аппаратурой. В связи с этим их первоначальное обучение технике радиосвязи должно быть строго дифференцированно по принципу: практика больше нужна тому, кто не имел ее раньше.

Обучаемым следует самим изыскивать возможности работы с техникой радиосвязи. К сожалению, на практических занятиях еще случается наблюдать, что отдельные курсанты пассивно относятся к выполнению учебных заданий, особенно при групповом методе работ. Естественно, при таком подходе к выполнению заданий у обучаемых далеко не в равной мере происходит формирование понятий и приобретение навыков по изучаемым объектам. Здесь необходимо самим курсантам внести в работу определенную ясность, чтобы каждый на своем участке выполнял задание самостоятельно. Это поможет глубже разобраться в существе изучаемых явлений и процессов.

 Методика работы над рефератом

Разработка рефератов преследует цель углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания обучаемых, а также привить им навыки самостоятельной обработки, обобщения и краткого, систематизированного изложения материала. Тематика рефератов разрабатывается на кафедре. Иногда может быть выдвинута и инициативная тема, но и она утверждается начальником кафедры.

Первый этап работы над рефератом – уяснение содержания темы и целевых установок. На основе этого можно наметить главные вопросы, подлежащие рассмотрению, и их краткое содержание. Обычно курсанты испытывают некоторые затруднения в выполнении этой части работ. И это понятно. Ведь для многих реферат, в известной степени, является первой самостоятельной работой. Большую помощь в раскрытии сущности и определении главных вопросов темы оказывают преподаватели.

Второй этап –  составление календарного плана. План необходим для того, чтобы правильно организовать работу и придать ей более целеустремленный характер. Кроме того, он дисциплинирует курсантов, заставляет их работать в определенном ритме. Обычно календарный план предусматривает сроки подбора и изучения литературы, составление плана реферата, написание каждого раздела темы, редактирование, оформление, изготовление схем, представление реферата руководителю, доработка реферата в целях устранения отмеченных недостатков и окончательное оформление.

Третий этап включает в себя подбор соответствующей литературы. В этом деле целесообразно пользоваться каталогами библиотек или библиографическими указателями.

При подборе литературы следует придерживаться определенной последовательности: вначале просмотреть новейшие источники, затем более ранние издания. На подобранную литературу составляется заявка.

Четвертый этап – просмотр литературы. Он необходим для накапливания знаний, осмысливания темы в интересах правильного составления плана реферата.

Пятый этап – составление плана реферата. План нужен для того, чтобы работа шла целеустремленно, а не на ощупь, чтобы заранее было известно, что именно и в каком порядке писать. Кроме наименования темы он обычно включает перечень и последовательность вопросов (разделов), их краткое содержание.

Важным – шестым – этапом является изучение литературы и выполнение нужных черновых записей.

Седьмой этап – запись прочитанного. Он необходим для продуктивного использования проработанного материала при написании реферата. Некоторые обучаемые пытаются все записывать уже при первом чтении. Но такой способ, несмотря на кажущуюся быстроту, нельзя признать рациональным. Он приводит к тому, что заметки не будут отражать главного. В этом случае трудно добиться критического анализа материала и избежать дублирования. Поэтому предпочтительнее делать выписки при повторном чтении, по окончании изучения раздела, главы или части книги (статьи), после ее продумывания.

Существует несколько способов записи: аннотация, план, выписка цитат, тезисы, конспект.

Прежде чем приступить к конспектированию, необходимо подготовить тетрадь. Для этого лучше отвести определенное число листов для каждого вопроса плана реферата и озаглавить эти разделы. Запись ведется на одной стороне тетради, а другая оставляется для вставок при последующей проработке источников. Причем сторону для записей целесообразно разделить на две части: одну для записей положений автора, а другую (меньшую) для изложения собственных мыслей.

Различают три типа конспектов:  систематический, свободный и тематический или свободный.

Систематическим называется такой конспект, в котором фактический материал излагается в последовательности книги.

В свободном конспекте запись делается в наиболее удобной форме для курсанта. Хорошо составить его можно только тогда, когда обучаемый глубоко изучит содержание книги и перестроит материал соответственно своему плану.

Тематический конспект тот, в котором обобщена информация из нескольких источников. Чаще всего курсанты при написании реферата отдают предпочтение свободному конспекту, по которому легче выполнить задание.

Что же записывается в тетрадь? Это зависит от цели чтения и важности источника. Но, как правило, лучше всего выписывать своими словами главные мысли автора, обоснования основных утверждений, отдельные аргументы. Особенно внимательно нужно относиться к выводам.

В процессе работы над рефератом курсанту придется довольно часто выбирать и группировать различные цифровые данные. Эти сведения записываются в виде таблиц, диаграмм, схем и т.п. В последующем, когда обучаемый будет обосновывать свои тезисы, они очень пригодятся.

Следует тщательно обрабатывать источники, с тем, чтобы при литературном изложении реферата не пришлось вновь к ним возвращаться. Поэтому наряду с основными положениями книги в конспекте должны быть и критический анализ, выводы и обобщения, к которым курсант приходит при изучении данного произведения.

После того как работа с источниками завершена, необходимо проанализировать и систематизировать весь материал. Потребуется глубоко и вдумчиво прочитать все, что записано, продумать, как расположить материал, что главное, а что второстепенное, уточнить план реферата.

Письменное оформление реферата – завершающий этап работы. Многие считают его чисто техническим процессом. Наоборот, он глубоко творческий, так как записи сделаны в виде набросков, фрагментов, не имеющих логической связи, стройности. Перед курсантом стоит задача: из этого еще сырого материала сделать обобщения, которые отвечают требованиям, предъявляемым к рефератам. Подобная задача решается в ходе литературного оформления реферата. Возможно, на этом этапе потребуется уточнить некоторые положения и дополнить их новыми данными.

Арсенал приемов работы над рефератом велик. Для курсантов, начинающих приобщаться к творческой деятельности, наиболее приемлемы следующие.

Первый прием. Прежде чем писать, подберите нужный материал и разложите его по разделам (вопросам) реферата, соответствующим образом упорядочьте литературу. Затем внимательно прочитайте все, что выписано в тетрадь, при составлении плана реферата мысленно воспроизведите главное. Попробуйте ясно представить, в какой последовательности вы будете излагать свои мысли.

Очень важно разработать подробный план каждого раздела. Только после такой подготовки вы можете начать писать черновой вариант.

Большое значение имеет умение редактировать текст, отшлифовывая каждое предложение. Затем законченный раздел вы можете показать преподавателю, посоветоваться с ним.

Полезно записать отработанную часть на магнитофон, внимательно прослушать ее. Это позволяет выявить многие недостатки. Критически подходя к тексту, вы замечаете стилистические ошибки, учитываете, где нужно углубить мысль, а где убрать слова, загромождающие текст и т.д.

Второй прием.  Сначала вы записываете тезисы всего раздела или в целом реферата, излагая основные мысли. Вы действуете как художник, набрасывающий главные штрихи будущей картины. По мере изучения материала ваши знания расширяются, углубляются и ваш первоначальный набросок приобретает черты реферата.

Подобный прием выгодно отличается тем, что автор имеет возможность увидеть свою будущую работу как бы в сжатой форме, правильно определить ее направление, уточнить объем, заметить недостатки в композиции.

Качество реферата в значительной степени зависит от его композиции. Композиция в буквальном переводе означает сочинение, составление, соединение. В нашем понимании – это взаимосвязь составных частей произведения, последовательность расположения мыслей автора в каждом разделе, подразделе и даже абзаце.

Рассмотрим возможную композицию реферата. Обычно он состоит из трех частей. Первая часть – вводная. В ней, как правило, излагается теоретическое и практическое значение темы.

Вторая часть (главная) – изложение существа работы. Она состоит из нескольких разделов, тематически тесно связанных между собой. Переход от одного раздела к другому логически обоснован. В конце раздела – краткие, но четкие выводы. Третья часть – заключение и выводы.

Материал реферата излагается по заранее продуманному плану. Нередко бывает, что содержание реферата раскрывает тему не полностью или выходит за ее рамки. Обычно это происходит тогда, когда курсант, забывая о плане реферата, старается изложить в своей работе все собранные им материалы.

Важное значение имеет деление реферата на составные части. Чем яснее план и чем на более мелкие части он разделен, тем стройнее и доступнее он для читателя.

Вопрос об удачном делении реферата на разделы, параграфы и другие составные элементы хотя и важен, но не является определяющим. Самое главное и сложное в работе обучаемого над композицией – разумное построение каждой главы, раздела или параграфа, удачное построение повествования, описания, рассуждения.

К повествовательной форме изложения курсанты обычно прибегают в том случае, если им приходится сообщать о последовательных событиях. При этом необходимо придерживаться такого порядка расположения материала, чтобы события располагались в хронологической последовательности, обучаемые должны стремиться выделить узловые моменты, отразить их сущность, не допуская насыщения текста второстепенными деталями, посторонними фактами.

Сущность описательных текстов заключается в том, что предмет (явление) изображается посредством перечисления его признаков. Причем новые сведения сообщаются на базе тех, которые известны из предыдущих разделов. В подобных текстах важно дать научное и точное определение описываемому предмету (явлению). Нередко курсанты пренебрегают этими положениями и допускают ошибки, неточности. А иногда встречаются такие сложные и запутанные определения, которые не только не объясняют читателю суть понятия, но и еще больше запутывают его понимание.

Поэтому в ходе работы обучаемый должен контролировать себя, придерживаясь при этом следующего порядка: выделить элементы описания, проследить их очередность, установить, что лишнее в описании, что загромождает его. Проанализировав определения, можно установить, достигнута ли четкость в суждениях. Самоанализ описательного текста позволит значительно улучшить рукопись.

На практике и повествование, и описание не обходится без рассуждений, которые бывают дедуктивными и индуктивными.

При дедуктивном способе рассуждения вначале излагается общее теоретическое положение, а затем следуют примеры, его подтверждающие. Если автор пользуется только этим, более легким способом, то как показывает практика, это приведет к схематизму в изложении материала. Поэтому лучше применять и индуктивный способ.

Какой бы способ не использовался, каждый из них должен доказать правильность утверждений убедительной аргументацией.

Однако нельзя особенно увлекаться доказательством. В тексте нередко встречаются доказательства и разъяснения, которые и без того очевидны. Бывают случаи, когда курсанты загромождают материал ненужными деталями, второстепенными фактами. Надо стремиться отобрать только главные, существенные события, показать их взаимосвязь. О хорошо знакомых фактах можно не распространяться, а лишь сослаться на них. Зато данные из личного опыта, войсковых учений, которые еще не опубликованы или недостаточно известны, следует описать подробнее.

При доработке реферата курсанты должны обращать внимание не только на то, удачно ли то или иное повествование, описание, рассуждение, но и на логические переходы, скажем, от повествования к рассуждению или описанию.

Логическое единство и последовательность предполагают расположение материала по абзацам. Абзац – часть текста, представляющее в какой-то степени законченное целое.

Практика показывает, что курсанты не всегда учитывают указанные требования. Нарушение смысловых отношений может произойти в тех случаях, если изложение хаотично, нет последовательного развития мысли, наконец, если обучаемый перескакивает с одного предмета на другой, выдвигает основное положение, но, не развив его, переходит к следующей мысли, а затем снова доказывает предыдущее. Если человек затрудняется выразить свою мысль, ему надо продумать ее еще раз с самого начала, прибегая к помощи схемы, рисунка. Для проверки правильности подбора слов полезно заглядывать в словари.

 Методика подготовки к отдельным видам занятий

 Подготовка к семинарским занятиям

Назначение семинара состоит в том, чтобы закрепить и углубить основные положения теории, изложенные на лекциях и в учебниках, обсудить возможные варианты использования этих положений для решения практических задач, развить на этой базе самостоятельность мышления курсантов. Если лекции, следуя одна за другой, образуют законченный комплекс информации в объеме целой системы (несколько лекций), то предметом обсуждения на семинаре чаще всего бывает три-четыре вопроса с объемом, рассчитанном на два-четыре часа. Семинары проводятся по основным наиболее сложным вопросам. Подготовку к семинарам можно проводить в такой последовательности: вначале надо уяснить тему, цель занятий и вопросы, поставленные в плане семинара. На основе этого следует определить для себя задачи, наметить порядок работы, предусмотреть, какие и когда потребуется изучить источники по каждому вопросу семинара, когда и в какой форме составить конспект, какие расчеты провести, какие вопросы подготовить для обоснования и так далее, проверить степень усвоения главных вопросов семинара.

Обязательным условием любого семинара является критический анализ выступлений и творческая дискуссия. Особо следует подчеркнуть необходимость делать на семинарах дополнительные записи в конспект. Во время семинара темп поступления новой (или корректирующей) информации гораздо ниже, чем на лекции и для конспектирования ее есть все возможности.

Семинарам предшествуют выдача планов их проведения. Ознакомившись с планом семинара, следует установить, возможно ли ответить на все вопросы, располагая данными конспекта и записями лекции. Если встретятся непонятные вопросы, то их надо выяснить на консультациях у преподавателя, а также прочитать дополнительную литературу и т.д. Затем продумать ответ на каждый вопрос плана семинара и составить план выступления. При этом можно и нужно использовать конспект, в котором весь материал разбит на смысловые куски. А каждый кусок озаглавлен легко запоминающимися словами (опорными пунктами).

И, наконец, необходимо вслух проговорить (или записать на магнитофоне) свое выступление. Согласно современной теории, пропуск внешнеречевого этапа затрудняет перевод действия в умственную форму. Как показывает опыт, в этот период заниматься лучше коллективно. Целесообразность такой формы занятия подчеркивала Н.К. Крупская: «…очень важно излагать друг другу прочитанный материал. Это приучает говорить о важных, серьезных вопросах, проверять себя, насколько усвоено прочитанное. Бывает так: читаешь – как будто все понял, а начинаешь излагать – видишь, некоторые места недостаточно ясны. Работа вдвоем очень много дает».

Обсуждение вопросов, вынесенных на семинар, может проходить на добровольных началах или по вызову преподавателя. На выступление предоставляется время порядка 8–12 минут.

Завершается семинар подведением итогов, оценкой выступления и рекомендациями преподавателя по совершенствованию методов самостоятельной работы курсантов.

Подготовка к лабораторным занятиям

Лабораторные занятия имеют цель углубить и закрепить полученные знания, обучить курсантов методам экспериментальных и научных исследований, привить навыки научного анализа и обобщения полученных результатов, навыки работы с лабораторным оборудованием, аппаратурой, контрольно-измерительными приборами и вычислительной техникой.

В ввузе для самостоятельной подготовки к лабораторным занятиям существуют различного рода практикумы. В них даются описания установок и оборудования, применяемого на занятиях, последовательность отработки и методика проведения опытов, некоторые справочные данные и другие материалы.

Первый этап подготовки к лабораторным занятиям всегда должен начинаться с изучения теории.

В задании к лабораторным занятиям или в практикуме нередко дается указание самостоятельно вычертить схему экспериментальной установки. К этому следует отнестись с особой тщательностью. От точного воспроизведения схемы и изучения установки по практикуму во многом зависит и процесс овладения навыками при работе с ней.

В училище заведено правило: накануне занятий знакомить курсантов с оборудованием и его работой непосредственно в лаборатории. Это в значительной мере способствует эффективности самих занятий, более осознанному подходу к изучаемым процессам и явлениям, дисциплинирует обучаемых. Рекомендациями кафедр в этом направлении необходимо строго руководствоваться.

Записи своих наблюдений, экспериментов и расчетов, производимых на лабораторных занятиях, обучаемые должны вносить в соответствующие таблицы отчетных журналов. Если они не предусмотрены, то накануне занятий рекомендуется дополнительно разработать нужные формы таблиц, подклеить их к отчетному журналу или заданию, а также внести в них некоторые исходные данные.

При подготовке к занятиям особое внимание должно обращаться на вычерчивание графиков. В отличие от данных заполнений таблицы по графику отчетливее прослеживается закономерность протекания исследуемого явления или процесса.

Перед началом лабораторных занятий обучаемые обычно сдают коллоквиум, в ходе которого проверяется их готовность к выполнению работы. Курсанты, не сдавшие коллоквиум, к занятиям не допускаются. Обучаемые должны помнить, что в любых лабораторных занятиях можно выделить три основных этапа: воспроизведение явления, измерение характерных показателей его протекания, анализ и обобщение полученных результатов. На каждом из них требуется внимательное отношение обучаемых к выполняемой работе.

Таким образом, в результате подготовки к лабораторному занятию курсанты должны четко знать теоретический материал по теме работы, ясно представлять физические процессы изучаемых явлений, принцип работы исследуемых устройств, количественные соотношения, характеризующие устройства, методику проведения исследования, ожидаемые результаты и порядок их обработки.

Обычно лабораторные работы проводятся бригадами. При сложных исследованиях такой метод крайне необходим, так как требуется участие курсантов в наблюдениях и расчетах по многим направлениям.

Важно, чтобы каждый обучаемый на своем участке приложил максимум усилий для достижения поставленной цели и выполнял работы сознательно. Расстановка курсантов по рабочим местам также должна проводиться накануне.

Письменный отчет о выполненной работе является непременным условием каждого занятия. При хорошей подготовке и сознательном проведении исследования составление отчета – несложная работа. Отчет не должен быть только констатацией фактов, простым протоколом наблюдений. В нем дается анализ проведенной работы, указывается, какие закономерности она подтвердила и выявила, с какой точностью и достоверностью получены экспериментальные данные и что послужило причиной отклонения их от теоретических соотношений или средних расчетных величин.

Выводы делаются как по отдельным пунктам работы, так и по всей работе в целом. Оформление отчета, как правило, проводится в процессе работы, а затем он сдается преподавателю.

Качественное выполнение любой лабораторной работы всецело зависит от того, насколько сознательна и плодотворна была подготовка к ней накануне.

Подготовка к практическим занятиям

Практические занятия проводятся с целью освоения вооружения и военной техники, овладения методами их применения, эксплуатации и ремонта, выработки навыков в решении задач, выполнении чертежей, производстве расчетов, ведении карт, разработке и оформлении боевых и служебных документов, отработки приемов и нормативов, определенных уставами, наставлениями и руководствами, практического овладения иностранными языками. Практические занятия могут проводиться методом тренировок. Главным их содержанием является практическая работа каждого курсанта.

В училище на практических занятиях курсанты изучают военную технику связи, порядок ее обслуживания, приобретают определенные навыки и умения в ее эксплуатации на базе знаний, полученных на лекциях, групповых занятиях и упражнениях.

Для проведения практических занятий учебная группа, как правило, делится на команды. В ходе таких занятий курсанты в основном работают самостоятельно, порой изолированно от товарищей, в закрытой машине, на некотором удалении от других рабочих мест. Таким образом, процесс обучения, познания полностью рассчитан на самостоятельную деятельность курсантов. В ходе практических занятий каждый курсант должен стремиться к тому, чтобы лично полностью отработать вопросы, предусмотренные планом занятия, научиться чётко, представлять соответствие элементов части и принципиальной схемы, обрести умение прослеживать развитие и течение физических процессов по схемам и приборам аппаратуры.

На основе имеющихся знаний требуется научить строить логические рассуждения о зависимости процессов в аппаратуре от положения и изменения органов настройки, то есть при отработке учебных задач курсант должен ставить перед собой вопрос о том, как изменятся параметры схемы и какие возникнут процессы в аппаратуре, если изменить положение органа настройки в определенном направлении и на определенную величину. И наоборот: положение какого органа настройки, в каком направлении и на какую величину надо изменить, чтобы добиться желаемых показателей работы аппаратуры. Одна из сложных и важных задач – это сопряжение различных средств военной связи. Поэтому на практических занятиях такие задачи должны отрабатываться безукоризненно.

При этом решается весь комплекс задач, связанных с сопряжением: проверка исправности аппаратуры связи и включение ее в линию, настройка линейных трактов, регулировка каналов, измерение характеристик линий, цепей, каналов и трактов, выполнение транзитных соединений.

Из всего вышеуказанного ясно, что к практическим занятиям необходимо готовиться с особой тщательностью.

В процессе самостоятельной подготовки требуется не только повторить весь основополагающий материал, но и продумать с помощью структурных и принципиальных схем варианты работы аппаратуры в различных режимах, роль органов настройки и регулировки, методику измерений и оценок, способы введения в норму параметров аппаратуры. Целесообразно потренироваться в часы самостоятельной подготовки в выполнении отдельных приемов работы на аппаратуре. На занятиях и во время самостоятельной подготовки курсантам необходимо соблюдать требования техники безопасности, дисциплину, правила СЭС, а также требования руководящих документов по безопасности связи.

 Методика подготовки к зачетам и экзаменам

Знания, приобретенные курсантами на лекциях, семинарах, лабораторных и практических занятиях, а также путем самостоятельного изучения учебного материала, нуждаются в окончательном оформлении, то есть в более чёткой их систематизации. При подготовке к зачётам и экзаменам за семестр обучаемые обобщают полученные знания и глубоко осмысливают методологию предмета, его систему, выделяют в нем основное, воспроизводят общую картину с тем, чтобы яснее понять связь между отдельными элементами дисциплины. Эта обобщающая работа проходит в условиях напряжения воли и сознания, приходится несколько отвлечься от всего того, что свойственно повседневной жизни. Экзамен является не проверкой памяти человека, а проверкой уровня усвоения знаний, умения применять их в дальнейшем на практике.

Экзамены в военной школе носят учебно-воспитательный характер и являются неотъемлемой частью учебного процесса, его логическим завершением. Подготовка к ним содействует обобщению и закреплению знаний, приведению их в стройную систему, а также устранению возникших в процессе занятий пробелов.

Обычно экзаменам предшествует сдача зачётов. К экзаменам допускаются только те курсанты, которые сдали все зачёты.

Непосредственную подготовку к зачету по тому или иному курсу следует начинать за три-четыре дня до его сдачи. В основном она сводится к повторению материалов лекций и групповых занятий. Для контроля целесообразно по каждому разделу составить хотя бы примерный план ответа. Перед началом подготовки к зачету курсант должен распределить время так, чтобы он мог весь материал повторить дважды. Первое повторение должно быть более основательным, на него, как правило, затрачивается 60–80 процентов всего отведенного времени. Второе повторение как бы контрольное. Конспектом или другой литературой здесь следует пользоваться только для проверки сформулированного ответа.

Залогом успеха при подготовке к зачёту, в первую очередь, является систематическая работа курсанта над учебным материалом в течение всего семестра.

При подготовке к экзаменам обучаемому прежде всего необходимо обратиться к программе, установить для себя объем информации и на каком уровне он должен быть готов к ответу на экзамене по каждому разделу предмета, т.е. ясно представить, что является главным в учебном материале, а что второстепенным. При проработке учебного материала рекомендуется сосредоточить внимание на основных, наиболее сложных разделах. Более углубленное их изучение можно осуществить по учебнику. После каждого раздела важно делать небольшую паузу для восстановления по памяти его краткого содержания, лучше всего с карандашом в руках – тогда логическая последовательность содержания прочитанного легче акцентируется.

При работе с учебным материалом необходимо чаще ставить перед собой вопросы: как? почему? зачем? когда?

Известно, что такие вопросы заставляют курсанта глубже вникать в существо рассматриваемых процессов и явлений и добиться такого положения, чтобы число белых пятен в изучаемом материале было минимальным. Плохим методом подготовки является полумеханическое заучивание, так как запоминание здесь носит поверхностный характер.

Некоторые курсанты предпочитают готовиться к экзамену  группой. Такой способ нерационален, так как обучаемые находятся в неодинаковых условиях. У читающего, например, работают и зрительный, и слуховой анализаторы, а у других только слуховой. А главное, слушающие не проявляют активности, не перерабатывают учебный материал собственной мыслью. Поэтому сначала целесообразно каждому разобраться самостоятельно во всех вопросах. К групповому методу следует прибегать на первом этапе, эпизодически, только для разбора непонятных схем, формул, решения трудных задач и т.п.

Окончательную подготовку к экзаменам рекомендуется осуществлять по одной книге или хорошо составленному конспекту.

За день-два до экзамена возможен и групповой способ повторения материала. Это лучше проводить небольшой группой (2–3 человека). Ответы на вопросы поочередно дает каждый из ее участников. Математические выкладки, доказательства с применением формул, графиков, схем и тому подобного полезнее всего выполнять на классной доске.

Существенную помощь при подготовке курсантов к экзаменам оказывают предэкзаменационные  консультации, где обучаемые получают ответы на вопросы, которые возникли у них в процессе подготовки к экзамену.  Необходимо помнить, что консультации не могут возместить знания, не усвоенные в течение семестра. Если курсант придет на консультацию, не проработав всего материала, пользы от нее не будет.

Получив билет на экзамене, необходимо четко уяснить вопрос и тщательно продумать ответ, составить краткие тезисы своего ответа или план ответа. Отвечать нужно спокойно, продуманно, не торопясь, делая выводы по каждому поставленному вопросу. На дополнительные вопросы отвечать сжато, не проявляя излишней поспешности, предварительно четко уяснив существо вопроса.

На экзамене старайтесь владеть собой и учитесь точно и кратко формулировать свои мысли, поясняя их примерами, доказательствами, сравнениями.

4.3 Методика проведения занятий по специальной подготовке

Использование СВКМ в изучении азбуки Морзе

Запоминанию знаков способствует применение различных вспомогательных упражнений, так как каждый человек обладает тремя видами памяти: зрительной, слуховой и моторной (двигательной). Учитывая эти особенности человеческой памяти,  необходимо применять приемы, которые облегчают процесс запоминания, быстроту их распознавания и воспроизведения в памяти. В качестве вспомогательного приема необходимо использовать методику СВКМ (словесное выражение кода Морзе). Если обучаемый научится правильно напевать знаки, например, со скоростью 40 знаков в минуту, то, как правило, он эту скорость сможет принимать.

Например: А – ай-ДАА,  Р – ре-ШАА-ет и т.д.

Напевая словоформы, обучаемый лучше понимает ритмическую структуру знаков.

Роль навыка письма в формировании навыка слухового радиоприема

Каждая буква должна писаться медленно и плавно, подобно тому, как пишут школьники. По мере повышения скорости подачи текстов темп письма следует увеличить. На протяжении всего периода обучения радиоприему темп написания букв и цифр должен соответствовать  темпу подачи  текстов. Это позволяет записывать  текст не «за знаком», а с отставанием минимум на один знак. Не следует разрешать обучаемым пользоваться различными значками для замены отдельных букв.

При записи не делать большой нажим и сильно не сжимать карандаш (ручку) пальцами. Высота букв должна быть равной высоте одной клетки, то есть 5 мм, цифры по высоте в 1,5 раза выше букв (7–8 мм).

Методика изучения радиотелеграфной азбуки по слуховому          радиоприему

Способы освоения радиотелеграфной азбуки

Существует два основных способа освоения знаков радиотелеграфной азбуки по слуховому радиоприему.

Первым способом знаки радиотелеграфной азбуки осваиваются за       48 учебных часов при скорости подачи текстов 4–5 групп в минуту.

К концу изучения азбуки обучаемые приобретают начальный навык слухового приема буквенных и цифровых текстов со скоростью 4–6 групп в минуту. После этого начинается наращивание скорости слухового радиоприема.

Второй способ отличается тем, что с самого начала до конца изучения азбуки учебно-тренировочные тексты подаются со скоростью 8–10 групп в минуту, в день изучается по 2 знака. Радиотелеграфная азбука изучается при этом способе за 60 учебных часов. К концу ее изучения обучаемые приобретают навыки радиоприема со скоростью 6–8 групп в минуту, после чего проводится наращивание скорости приема.

Первый способ изучения азбуки целесообразно применять в тех радиоподразделениях, в которых срок подготовки радиотелеграфистов длится более пяти месяцев. В тех подразделениях, в которых, исходя из стоящих задач, срок подготовки радиотелеграфистов установлен в три месяца, первый способ освоения радиотелеграфной азбуки неприемлем, целесообразно применять второй способ.

Очередность изучения радиотелеграфных знаков

Телеграфная азбука включает в себя 31 букву русского алфавита,         10 цифр и знаки препинания.

Для изучения знаков телеграфной азбуки весь алфавит разбивается на упражнения. В каждое упражнение входит 4–5 знаков радиотелеграфной азбуки. Цифры изучаются отдельно от букв.

Последовательность освоения знаков телеграфной азбуки в приеме на слух:

1 занятие – освоение Ф, Щ, Ц, Й;

2 занятие – закрепление Ф, Щ, Ц, Й;

3 занятие – освоение З, Ю, П, Ы, =;

4 занятие – закрепление З, Ю ,П, Ы, =;

5 занятие – освоение Л, Ж, Ь, Ч, ?;

6 занятие – закрепление Л, Ж, Ь, Ч, ?;

7 занятие – освоение Я, Х, Д, К, Г;

8 занятие – закрепление  Я, Х, Д, К, Г;

9 занятие – закрепление Я, Х, Д, К, Г;

10 занятие – освоение И, В, Т, Б, Ш;

11 занятие – закрепление И, В, Т, Б, Ш;

12 занятие – закрепление И, В, Т, Б, Ш;

13 занятие – освоение С, Р, М, У, Н;

14 занятие – закрепление С, Р, М, У, Н;

15 занятие – закрепление С, Р, М, У, Н;

16 занятие – освоение О, Е, А, Э;

17 занятие – закрепление О, Е, А, Э;

18 занятие – закрепление всех знаков;

19 занятие – освоение 1, 3, 5, 7, 9;

20 занятие – закрепление 1, 3, 5, 7, 9;

21 занятие – освоение 2, 4, 6, 8, 0;

22 занятие – закрепление 2, 4, 6, 8, 0;

23 занятие – закрепление 1, 2, №, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.

 

Примечание – Все занятия двухчасовые.

В качестве примера приведены упражнения № 3 и № 4 по усвоению и закреплению знаков: З, Ю, П, Ы, = .

 

З а н я т и е   № 3

Освоение  в приеме на слух знаков З, Ю, П, Ы, =.

Разучиваем знак З.

Структурное строение знака: _ _ . .

Слогообразование по коду Морзе: ЗАА-КАА-ти-ки.

Мелодия знака: ТАА-ТАА-ти-ти.

Прослушайте звучание знака З.

Напойте мелодию знака вслед за передачей.

Приступили к приему с записью в тетрадь.

Пятикратное повторение знака.

При приеме мелодию знака напевайте ПРО СЕБЯ вслед за передачей – ЗЗЗЗЗ.

Дублирование знаков группы: Зз Зз Фф Зз Цц.

Дублирование группы: ЗЦЗЗФ  зцззф  ЗЦЗЙФ  зцзйф.

Ключевая группа: Зз Щщ Йй Фф Цц  ЗЩЙФЦ.

Принимаем текст на изученные знаки:

 цфщз фцзйщ щйззц зщйзф щйцзз

(текст объемом 30 групп).

Проверьте принятый текст (проверка).

Разучиваем знак Ю.

Аналогично разучиваются остальные знаки. В принимаемых текстах присутствуют все ранее изученные знаки с приоритетом изучиваемого на данный момент.

Разучиваем знак П.

Разучиваем знак Ы.

Принимаем учебно-тренировочные тексты на изученные знаки.

Проверим принятый текст (проверка).

Принимаем контрольные тексты.

Проверим принятый текст (проверка).

Оцените свою работу: «отлично» – 0 ошибок; «хорошо» – 1–2 ошибки; «удовлетворительно» – 3 ошибки.

Упражнение по разучиванию знаков № 3 закончено.

 

З а н я т и е  № 4

Закрепление в приеме на слух знаков: З,  Ю,  П.  Ы,  =

1 Пятикратное повторение знаков.

Начали прием: = (раздел) = (РААЗ-де-ли-те-КАА) =

( _ . . . _ )  З  (Зинаида)    З   (ЗАА-КАА-ти-ки)   З  ( _ _ . . ) З  З,

Ю (Юрий)  Ю  (ю-ли- ААА-НАА)   Ю ( . . _ _ )   Ю  Ю,

П  (Павел)   П   (пи-ЛАА-ПОО-ет)   П   ( . _ _ . ),

Ф  (Федор)  Ф   (фи-ли-МООН-чик) Ф   ( . . _ . ) Ф  Ф,

Й  (Краткий)  Й (и-КРАТ-КАА-ЯАА)  Й ( . _ _ _  ) Й  Й,

Щ (Щука) Щ (ЩАА-ВААМ-ни-ЩАА) Щ ( _ _ . _ )Щ Щ,

Ц  (Цапля)  Ц (ЦАА-пли-ЦАА-пли)   Ц  ( _ . _ . )  Ц  Ц.

 

2 Дублирование каждого знака.

Начали прием:

=ЗзПпЮюЫыЙй    ЩщЗзФфЦцЫы    ПпЮюФфЗзЦц.

 

3 Дублирование группы.

Начали прием:

=ЮЗЩЦЫюзщцы      ПЙЩЮЗпйщюз   ФЦЫПЙфцыпй.

 

4 Ключевая группа:

=ЩщЮюЙйЫыПп   ЩЮЙЫП    ЙЩПЫЮ  ЫЙЮЩП   ЮПЩЙЫ.

5 Прием тренировочных текстов с проверкой.

6 Прием контрольных текстов.

Проверьте текст.

Оцените прием: «отлично» – 0 ошибок; «хорошо» – 1–2 ошибки; «удовлетворительно» – 3 ошибки.

Текст проверяет руководитель занятия.

Упражнение по закреплению знаков З, Ю, П, Ы, = закончено.

Темп звучания знаков при изучении радиотелеграфной азбуки

В начальный период текст передается с такой скоростью, чтобы можно было проанализировать услышанный сигнал, а затем правильно его записать. Скорость принимаемого текста не должна превышать 4–5 групп в минуту, а темп должен быть порядка 8–10 групп в минуту.

Методика обучения радиотелеграфистов по освоению клавиатуры   датчика Р-010  

Суть методики заключается в том, что выполнение действий обучаемыми производится с первого раза безошибочно с гарантией наперед. Эти условия обеспечиваются построением модели действий в виде разработанных ориентиров в форме подробных инструкций на каждое действие; применением направляющих решеток, установленных на клавиатуре Р-010.

Надо иметь в виду, что в начале обучения скорость работы должна быть минимальной, работа ритмичной и строго индивидуальной, то есть каждый обучаемый, уяснив цель и методику освоения клавиатуры, должен работать на «своей» скорости, определяемой его реакцией, памятью, развитостью пальцев рук, кистей рук.

Высокий результат дает применение «Учебно-тренировочной карты по освоению клавиатуры датчика Р-010». При этом вся клавиатура разбивается на четыре упражнения:

Упражнение № 1 – знаки исходного ряда.

Упражнение № 2 – знаки второго сверху ряда.

Упражнение № 3 – знаки четвертого сверху ряда.

Упражнение № 4 – знаки цифрового ряда.

Учебно-тренировочная карта  по освоению клавиатуры датчика Р-010

Упражнение № 1 (знаки исходного ряда).

(Назови знак вслух, проговори действие, подумай и передай без ошибки).

О – правой первым на месте.

Р – правой первым налево.

А – левой первым на месте.

П – левой первым направо.

Л – правой вторым на месте.

В – левой вторым на месте.

Д – правой третьим на месте.

Ы – левой третьим на месте.

Ж – правой четвертым на месте.

Ф – левой четвертым на месте.

Э – правой четвертым направо.

Пробел – правой большим пальцем.

 

Тренировочный текст № 1.

ажефв вжфлы офжад ыдрфо лвфрэ

(текст объёмом 30 групп).

 

Тренировочный текст № 2.

эрыэж оавдп лрово флдры вждлэ

(текст объёмом 30 групп).

Упражнение № 2 (знаки второго сверху ряда).

Г – правой первым вверх.

Н – правой первым налево вверх.

К – левой первым вверх.

Е – левой первым направо вверх.

Ш – правой вторым вверх.

У – левой вторым вверх.

Щ – правой третьим вверх.

Ц – левой третьим вверх.

З – правой четвертым вверх.

Х – правой четвертым направо вверх.

? – правой четвертым направо, направо вверх.

Й – левой четвертым вверх.

 

Упражнение № 3 (знаки 4 сверху ряда).

Ь – правой первым вниз.

Т – правой налево вниз.

М – левой первым вниз.

И – левой первым направо вниз.

Б – правой вторым вниз.

С – левой вторым вниз.

Ю – правой третьим вниз.

Ч – левой третьим вниз.

= –  правой четвертым вниз.

Я – левой четвертым вниз.

/ – правой четвертым направо вниз.

ЕЦ – левой четвертым налево вниз.

 

Упражнение № 4.

(Передача ведется с исходного ряда).

1 – левой четвертым вверх до конца.

2 – левой четвертым вверх до конца.

3 – левой вторым вверх до конца.

4 – левой первым вверх до конца.

5 – левой первым направо вверх до конца.

6 – правой первым налево вверх до конца.

7 – правой первым вверх до конца.

8 – правой вторым вверх до конца.

9 – правой третьим вверх до конца.

0 (одно тире) – правой четвертым вверх до конца.

0 (5 тире)  –  правой четвертым направо вверх до конца.

 

Выводы:

1) система подготовки офицеров в военно-учебных заведениях неуклонно развивается, исходя из задач надежной защиты Родины, с учетом коренных качественных изменений в военном деле, характера и особенностей современной войны;

2) в обучении и воспитании кадров высокой квалификации решающая роль принадлежит преподавателю. Однако активность в учебном процессе должна быть взаимной: каждый курсант в ходе аудиторных занятий и в процессе подготовки к ним (самостоятельная работа) может проявлять инициативу, сознательно пользоваться приемами творческого усвоения знаний, правильно организовать свой труд;

3) каждый курсант должен себе уяснить, что задача по овладению техникой состоит не в слепом копировании изучаемого образца, а в усвоении соответствующих целенаправленных умственных действий, благодаря которым формируется более полное и глубокое представление о работе устройства в целом и порядке его обслуживания.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>